Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ФАВОРИТ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N 0360100030523001057 "Поставка медицинского оборудования (системы ультразвуковые для физиотерапии)",
УСТАНОВИЛА:
22.10.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ФАВОРИТ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N 0360100030523001057 "Поставка медицинского оборудования (системы ультразвуковые для физиотерапии)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки включены дополнительные характеристики к товару вопреки исключению, установленному пп. "а" п.5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Постановление Правительства N145).
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
13.10.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 600 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка систем ультразвуковых для физиотерапии.
В приложении N1 "Описание объекта закупок" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), а именно:
26.60. 13.15 0- 00000 045 |
Система ультразв уковая для физиоте рапии |
Комплект устройств, предназначенный для получения и доставки ультразвуковых волн, которые проникают в ткани и создают тепловые и нетепловые (например, механические или кавитационные) эффекты с целью лечения боли (например, мышечной, сухожильной, суставной) и содействия заживлению повреждений мягких тканей (например, язв, бурсита). Он, как |
|
|
правило, состоит из радиочастотного генератора (обычно с частотой от 1 до 3 мегагерц), кабеля, передающего радиочастотную энергию аппликатору, и аппликатора, содержащего пьезоэлектрический преобразователь, который проводит ультразвуковую энергию к тканям пациента через кожу. |
||
Режим работы импульсный |
Да |
Согласно КТРУ |
||
Режим работы непрерывный |
Да |
Согласно КТРУ |
||
Режим работы повторнократковременный |
Нет |
Согласно КТРУ |
||
Частота генерируемых ультразвуковых колебаний, Мегагерц |
2.64 |
Согласно КТРУ |
||
* |
|
|||
Аппарат предназначен для генерирования ультразвуковых механических колебаний в целях воздействия ими на отдельные участки тела |
Нали чие |
Функциональное назначение аппарата |
||
Количество частот ультразвуковых колебаний, шт. |
Не менее 2 |
Возможность выполнения всего спектра ультразвуковых физиотерапевтических процедур |
||
Первая частота ультразвуковых колебаний, МГц |
Не менее 0,88 и не более 0,9 |
Применяется для лечения глубоких дегенеративнодистрофических процессов |
||
Вторая частота ультразвуковых колебаний, МГц |
Не менее 2 и не более 2.64 |
Применяется для поверхностной анестезии |
||
Излучатели в комплекте, шт |
Не менее 2 |
Для одновременной работы с двумя частотами колебаний |
||
Система охлаждения для повышения надежности работы аппарата |
Нали чие |
Безопасность эксплуатации оборудования |
||
Минимальное значение эффективной интенсивности |
Не менее |
Возможность применения аппарата для лечения |
||
|
|
ультразвуковых колебаний, Вт/см2 |
0,05 |
широкого спектра заболеваний |
Максимальное значение эффективной интенсивности ультразвуковых колебаний, Вт/см2 |
Не более 3,0 |
Возможность применения аппарата для лечения широкого спектра заболеваний |
||
Максимальное время установки таймера, мин |
Не менее 25 |
Позволяет устанавливать необходимую длительность процедур |
* Наличие дополнительных характеристик (в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных) обусловлено особенностями методик и правил проведения медицинских манипуляций, обеспечивающих качественное оказание медицинской помощи".
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Извещению о проведении закупки предметом Аукциона является поставка систем ультразвуковой для физиотерапии ОКПД2 26.60.13.150 КТРУ 26.60.13.150-00000045. Объект закупки по наименованию и коду ОКПД2 соответствует позиции 113 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее-Постановление Правительства N878).
В извещении о проведении закупки установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства N878.
Согласно позиции КТРУ 26.60.13.150-00000045 установлены обязательные к применению характеристики:
"Режим работы импульсный: Да
Режим работы непрерывный: Да
Режим работы повторно-кратковременный: Нет
Частота генерируемых ультразвуковых колебаний: 2 и
2.64 Мегагерц".
Таким образом, Заказчиком установлены в описании объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заказчик установил требования к товару с учетом специфики его деятельности и в зависимости от своих потребностей. В КТРУ отсутствует позиция, включающая все необходимые Заказчику характеристики.
Доводы Заказчика не могут быть приняты во внимание, так как пп. "а" п.5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства N145, прямо предусмотрено, что заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Данная позиция также отражена в Письме ФАС России от 14.12.2020 N МЕ/109921/20 "О рассмотрении обращения".
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФАВОРИТ" на действия Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ при проведении электронного аукциона N 0360100030523001057 "Поставка медицинского оборудования (системы ультразвуковые для физиотерапии)" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБОУ ВО САРАТОВСКИЙ ГМУ ИМ.В.И.РАЗУМОВСКОГО МИНЗДРАВА РОССИИ нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 октября 2023 г. N 064/06/33-1412/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023