Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДОМ КУЛЬТУРЫ "ПОКРОВСКИЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" о включении ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N
0160300003623000261 "Поставка кресел театральных" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23.10.2023 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДОМ КУЛЬТУРЫ "ПОКРОВСКИЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300003623000261 "Поставка кресел театральных" (далее - Информация).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДОМ КУЛЬТУРЫ "ПОКРОВСКИЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 284 498,05 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2023 NИЭА1 ООО "Мегаполис" (далее Общество, Поставщик) признано победителем Аукциона.
18.07.2023 между Заказчиком и Обществом по итогам проведения электронного аукциона заключён контракт N 01603000036230002610001 на поставку театральных кресел (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить кресла театральные (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.7. Контракта расчеты между Заказчиком и Поставщиком производятся не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Заказчиком оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных Поставщиком счета/счета-фактуры и/или документа о приемке (товарной (товарно-транспортной) накладной или универсального передаточного документа).
Документ о приемке формируется Поставщиком с использованием единой информационной системы, подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика и размещается в единой информационной системе в сфере закупок, в порядке, установленном частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1. Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком по адресу: 413102, Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Мясокомбинат, зд. 10Б.
Срок поставки: в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты заключения Договора.
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п. 3.2. Контракта товар, поставляемый Поставщиком Заказчику, должен соответствовать техническим характеристикам, указанным в Приложении к настоящему Контракту.
Цена Контракта составляет 2 985 676 (два миллиона девятьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей 15 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 3.18 Договора указано, что Поставка кресел без согласования с Заказчиком образца не допускается.
19.07.2023 Общество направило в адрес Заказчика таблицу согласования эскиза кресла.
25.07.2023 в адрес Общества поступили согласованные эскизы кресел. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом письма от 25 июля 2023 года и подписанным согласованием со стороны Заказчика.
Спустя 6 дней (01.08.2023) с момента предоставления согласованных эскизов и параметров кресел, от заказчика поступает новое согласование с измененными параметрами как по уклону, так и по креплениям к полу.
Таким образом, представить на согласование образец кресла в течении 10 рабочих дней с момента подписания контракта было невозможно по обстоятельствам, не зависящим от Общества, а именно длительное согласование эскиза кресла, креплений, и угла наклона.
17.08.2023 в адрес Заказчика направлен на согласование подготовленный образец кресла.
21.09.2023 Заказчиком в адрес Общества была направлена Претензия от 21.09.2023 N 149. Как следует из текста Претензии, по итогам рассмотрения образца товара комиссия пришла к выводу о несоответствии представленного образца товара характеристикам товара по договору. Образец не согласован. Заказчик обращает внимание, что на день 21.09.2023 срок поставки (45 календарных дней), предусмотренный Контрактом истек.
Согласно п. 3.18 Контракта для проверки соответствия предоставленного образца поставляемых кресел требованиям Контракта, в ходе согласования образца Заказчик вправе производить визуальный осмотр, исследовать (измерять, испытывать) образец поставляемых кресел, осуществлять фото- и видеозапись, разбирать образец, совершать иные, не противоречащие закону действия, для определения соответствия предлагаемого образца требованиям Заказчика. При необходимости для определения соответствия образца поставляемых кресел требованиям Заказчика, последний вправе привлекать независимых экспертов и проводить испытания кресла и материалов из которых оно изготовлено.
Результаты согласования образца поставляемых кресел отражаются в акте о согласовании образца поставляемых кресел, который оформляется и подписывается Сторонами (Представителями Сторон) непосредственно после завершения процедуры согласования образца поставляемых кресел.
Письмом N 24/08-01 от "23" августа 2023 года, Заказчик был предупрежден, что поставка кресел без согласованного образца по Контракту не предусмотрена. Также Заказчик поставлен в известность, что Исполнитель лишен возможности начать производство кресел, так как не поступило согласование образца.
Согласно п. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Как следует из Акта о согласовании образца товара от 03.10.2023 - для согласования образца была создана приемочная комиссия, которая состояла из 4 членов: Акопяна В.А. (директор "ДК ПОКРОВСКИЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"), Лотоцкого В.В. (руководитель кружка), Изотова В.А. (ведущий механик), Лукьянова С.А. (художник по свету). Как следует из текста Акта представитель ООО "Мегаполис" при осмотре образца не присутствовал.
Как следует из пояснений представителя Общества, от Заказчика поступило предложение о расторжении договора по соглашению сторон. Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом электронной переписки. В последствии Заказчик отказался подписывать соглашение о расторжении договора, и попросил снова поставить образец кресла.
28.09.2023 в адрес Заказчика направлен второй образец кресла для согласования. Однако, он так же был отклонен, на основании несоответствия поставленного образца техническому заданию.
Согласно Акту согласования образца от 03.10.2023 образец кресла был не согласован. Акт согласования был составлен в отсутствии представителей Общества.
На рассмотрении Информации представитель Заказчика пояснил, что Общество не приглашалось к Заказчику для согласования образца.
Согласно п. 3.18 Контракта в случае отказа Поставщика от подписания акта о согласовании образца поставляемых кресел об этом делается отметка.
Независимая экспертиза образца кресла, представленного 28.09.2023 года Заказчиком не проводилась.
Как следует из пояснений представителя Общества, второй образец кресла полностью соответствовал техническому заданию и условиям Контракта.
С учетом данных обстоятельств, Общество было вынуждено назначить проведение независимой экспертизы поставленного образца на соответствие его параметров требований договора и технического задания.
Заказчик был уведомлен о дате и времени проведения независимой экспертизы которая состоялась 13.10.2023 года в 09 часов 00 минут. В назначенное время представитель Заказчика для участия в независимой экспертизе не явился.
Согласно заключению независимой экспертизы от 13.10.2023 года N 1310Т/23, поставленный в адрес Заказчика образец кресла N 2 полностью соответствовал заключенному контракту и техническому заданию.
Вопреки данным обстоятельствам, Заказчик разместил на сайте ЕИС претензию, по тексту которой указал, что принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Дата размещения претензии на сайте ЕИС - 10 октября 2023 года.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-11, 13-19, 21-23 и 25 статьи 95 ФЗ N44-ФЗ.
Согласно п. 11.3. Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного
ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 ФЗ N44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 95 ФЗ N44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 11.4. Контракта при расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта другая Сторона Контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Подрядчиком Контракта в полном объеме.
10.10.2023 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 10.10.2023.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 20.10.2023.
Согласно пояснениям представителя Общества, им были закуплены материалы для изготовления кресел на сумму свыше 1000000 (одного миллиона) рублей, что подтверждается накладными на поставленные материалы, предоставленными для рассмотрения Комиссии образец кресла согласно экспертному заключению полностью соответствует техническому заданию.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Мегаполис" не имело намерений на уклонение от исполнения контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ООО "Мегаполис" от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ООО "Мегаполис" от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную МУНИЦИПАЛЬНЫМ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ДОМ КУЛЬТУРЫ "ПОКРОВСКИЙ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ЭНГЕЛЬС ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ", в отношении ООО "Мегаполис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 октября 2023 г. N 64-302
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023