Резолютивная часть объявлена 30 октября 2023 г.
Изготовлено в полном объеме 03 ноября 2023 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<...> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителя заказчика - Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области" (далее - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области") <...> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Структура печати" (далее - ООО "Структура печати") <...> (по доверенности, личность удостоверена), комплексно: очно и дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/9362652204, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NОБ/3631/23 от 26.10.2023 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Структура печати" (адрес: 305029, г. Курск, ул. Хуторская 12-в, кв. 70; ИНН: 4632241512), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В ходе рассмотрения дела, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, Комиссией был объявлен перерыв с 10-30 часов 31.10.2023 до 15-00 часов 31.10.2023 г. Комиссией истребованы дополнительные сведения и информация у Поставщика, свидетельствующие об отгрузке товара со склада Общества.
После перерыва Комиссия, представители Заказчика и Поставщика присутствуют в том же составе, в дело представлены дополнительные сведения.
В Курское УФАС России 24.10.2023 г. (вх. N5266-ЭП/23) поступило обращение заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" о включении сведений в отношении ООО "Структура печати" (адрес: 305029, г. Курск, ул. Хуторская 12-в, кв. 70; ИНН: 4632241512) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N146 от 18.07.2023 по предмету "Поставка типографской продукции для нужд УМВД России по Курской области" (реестровый номер контракта 14632166706 23 000119).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
23.06.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0844100000323000100 для нужд заказчика по предмету: "Поставка типографской продукции для нужд УМВД России по Курской области", проект контракта, ИКЗ: 231463216670646320100101160010000244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 573 370 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "Структура печати" (идентификационный номер заявки 144).
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
18.07.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" и ООО "Структура печати" был заключён контракт N146 от 18.07.2023 по предмету "Поставка типографской продукции для нужд УМВД России по Курской области" (реестровый номер контракта 14632166706 23 000119) (далее - Контракт).
Пунктом 3.1. Контракта определено: "Товар поставляется Заказчику единовременно в течение 15 рабочих дней, с момента предоставления Заказчиком изображения макета текста Товара".
31.08.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо N14/3028 от 31.08.2023, из которой следует, что по состоянию на 29.08.2023 г. поставка товара не произведена, а также указано требование незамедлительно осуществить поставку товара, согласно спецификации поставляемого товара (приложение N1 к Контракту).
07.09.2023 ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" повторно направило в адрес ООО "Структура печати" требование о незамедлительной поставке товара.
Из пояснений Общества, представленных в материалы дела следует, что "ООО Структура печати приступило к выполнению контракта, однако запаса бумаги на тот момент было недостаточно (требовалось более двух тонн). Необходимый объём бумаги был получен нами к концу августа. В эти дни состоялся и телефонный разговор с начальником ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения" о поставке продукции, в котором он настоял на поставке прежде всего всей журнальной продукции до 15 сентября т.г.".
Кроме того, из пояснений ООО "Структура печати" следует, что "К 21.09.23 г. ООО "Структура печати" было готово поставить все журналы (90% всего объёма заказа), кроме отсутствующих наименований журналов в переданных нам образцах продукции (NN47,48,49,50,51,52,54,55,56,57 соответственно перечню в спецификации контракта в количестве 30 экз.). Об отсутствии этих образцов ответственный по данному контракту сотрудник ФКУ "ЦХиСО" А.В. Курбанов был проинформирован задолго до этого при личной встрече. До 28.09.23 г. нами сдано на склад ФКУ "ЦХиСО" по адресу г. Курск, ул. Дейнеки, 5а более двух третей изготовленной продукции. А уже в начале следующей недели ответственному работнику склада было запрещено принимать оставшуюся часть".
Согласно сведениям открытой части ЕИС 29.09.2023 ООО "Структура печати" разместило в ЕИС документ о приемке N51 от 29.09.2023 (Счет-фактура N51 от 29.09.2023) на сумму 530 367 руб. 25 коп. 12.10.2023 Заказчиком посредством ЕИС отказано при приемке товара, сформирован мотивированный отказ, согласно которому основанием отказа в приемке является нарушение п. 3.1. Контракта.
ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" 12.10.2023 в связи с неисполнением условий Контракта Поставщиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представителем ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курской области" на заседании Комиссии Курского УФАС России не отрицалось, что часть товара ООО "Структура печати" находится на складе Заказчика после отказа в приемке. Обратила внимание на то, что условиями Контракта предусмотрена единовременная (одноэтапная) поставка товара, при этом, ООО "Структура печати" в надлежащем объеме и сроки поставка типографской продукции осуществлена не была. 29.09.2023 Общество разместило в ЕИС документ о приемке, а 12.10.2023 Заказчик, в предусмотренные Контрактом сроки мотивировал отказ от приемки товара.
После объявленного по настоящему делу Комиссией Курского УФАС России перерыва, ООО "Структура печати" в материалы дела была представлена товарная накладная N51 от 29.09.2023, согласно которой со склада Общества 29.09.2023 был отгружен Заказчику товар на сумму 530 367 руб. 25 коп. согласно спецификации к Контракту.
На вопрос председательствующего в адрес представителя Общества о том, какие меры, для надлежащего исполнения условий контракта предпринимались ООО "Структура печати" в 10 дневной срок, предусмотренный ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" для устранения недостатков, представитель Поставщика сообщил, что товар был отгружен единожды 29.09.2023, в связи с чем иные документы не оформлялись в период с 12.10.2023 по 24.10.2023 (включительно). Посредством ЕИС документы соответственно не размещены, но товар передан Заказчику.
На заседании Комиссии Курского УФАС России представитель Общества пояснил, что 13.10.2023 ООО "Структура печати" обратилось к Заказчику с просьбой "дать возможность завершить контракт полностью, на что было получено согласие со сроком поставки до 17 октября включительно. В понедельник 16 октября нам были переданы фотоснимки отсутствующих в образцах журналов. К согласованной дате были готовы все недостающие позиции по контракту, включая путевые листы с нумерацией и переплётные папки. Однако принять это было некому".
Из пояснений ООО "Структура печати" следует, что "оставшаяся продукция была принята на склад ответственными сотрудниками контрактной службы "ЦХиСО" в пятницу 20.10.23 г. за исключением части бланков путевых листов (не вместились в автомобиль), которые было назначено сдать в понедельник 23.10.23. По итогам приёмки выявилась нехватка 20 экземпляров журналов (всего 2069 экз. в соответствии со спецификацией контракта). Предложение представителя ООО "Структура печати" изготовить их к утру следующего дня (поскольку приёмка проходила ближе к концу рабочего времени в этот день) не было принято. Соответственно на следующий день расторжение вступало в силу".
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается, принятие ООО "Структура печати" мер для исполнения условий контракта, признаков его умышленного недобросовестного поведения материалами дела не установлено.
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 7.13. Контракта: "Настоящий Контракт может быть расторгнут:
по соглашению сторон;
в судебном порядке;
в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано, подписано и размещено с использованием единой информационной системы 12.10.2023, получено Подрядчиком - 12.10.2023.
Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 12.10.2023 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 24.10.2023 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела подтверждается, что Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Структура печати" является субъектом малого предпринимательства, относится к категории - микропредприятие.
В ходе рассмотрения Комиссии, представитель Заказчика не представила иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Поставщика от надлежащего исполнения обязательств, по Контракту, либо умысла уклониться от их исполнения.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Учитывая, что Поставщиком в материалами дела представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, положения абз. 4 пп. а п. 15 Правил, информация в отношении ООО "Структура печати" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Структура печати" (адрес: 305029, г. Курск, ул. Хуторская 12-в, кв. 70; ИНН: 4632241512) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 3 ноября 2023 г. N РНП-46-793
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023