Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "СПб КНПЦСВМП (о) им. Н.П. Напалкова" (далее - Заказчик):
ООО "Теорикон" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27053-ЭП/23 от 23.10.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса технических средств объектовой системой оповещения (КТС ОСО) по командам региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) в 2024 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.10.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200277323000813. Начальная (максимальная) цена контракта - 160 887, 96 рублей.
В жалобе ООО "Теорикон" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка дачи разъяснений положений извещения о проведении аукциона.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
18.10.2023 и 19.10.2023 Заказчиком в единой информационной системе размещены запрос и разъяснения положений документации об аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не устанавливает специальных требований к содержанию, объему разъяснений положений документации, в том числе, к их полноте, равно как и не обязывает Заказчика вносить изменения в извещении о проведении закупки по требованию участников закупки.
Анализ размещенных в ЕИС разъяснений извещения позволяет прийти к выводу о том, что указанные разъяснения не меняют сути извещения и не изменяют объект закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системе при даче разъяснений положений извещения.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссия УФАС отмечает следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Из содержания извещения о проведении аукциона следует, что в его составе содержится описание объекта закупки, в котором Заказчиком определены функциональные и потребительские характеристики закупаемых услуг. В частности, Заказчиком определено, что Исполнитель обеспечивает поставку необходимых для оказания услуг материалов, изделий, конструкций и оборудования собственными силами, а также осуществляет их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
Также в извещении Заказчиком приведен перечень услуг, необходимых для выполнения в рамках контракта.
Эксплуатационно-техническое обслуживание N 1 (ТО-1) включает: | |
Проверка наличия и состояния основных комплектующих блоков, средств измерений и запасного имущества; |
один раз в месяц |
Проверка исправности источников электроснабжения и готовности их к применению; |
один раз в месяц |
Проверка надежности крепления блоков и соединения электрических разъемов; |
один раз в месяц |
Проверка работоспособности и проведения необходимых регулировок технических средств оповещения по встроенным приборам, |
один раз в месяц |
Детальный осмотр и чистку технических средств оповещения; |
один раз в месяц |
Проверка работоспособности технических средств оповещения с использованием встроенных систем контроля и автономных средств измерений; |
один раз в месяц |
Проведение электрических и механических регулировок, а также чистки и смазки трущихся частей. |
при необходимости |
Результаты ТО-1 записываются в актах проверки средств оповещения ОСО и проведения технического обслуживания. | |
Эксплуатационно-техническое обслуживание N 2 (ТО-2) включает: | |
Работы в объеме ТО-1 |
один раз в год |
Измерение параметров и характеристик технических средств оповещения, установленных в эксплуатационной документации, и доведение их до заданных норм; |
один раз в год |
Проверка и замена некачественных (неработоспособных) элементов технических средств оповещения; |
один раз в год |
Проверка правильности ведения эксплуатационной документации и порядка их хранения. |
один раз в год |
Результаты ТО-2 записываются в актах проверки средств оповещения ОСО и проведения технического обслуживания. |
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки не содержат перечня необходимых для оказания услуг материалов, изделий, конструкций, равно как требований к характеристикам товарных позиций, подлежащих возможной замене, позволяющих определить потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части описание объекта закупки не соответствует требованиям ч. 2 ст. 33 и не позволяет определить потребности Заказчика и является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теорикон" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2023 г. N 44-4403/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2023