Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ИП Венгура Валерия Васильевича (далее - Участник, ИП Венгура В.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26711-ЭП/23 от 19.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку незамерзающей жидкости стеклоомывателя (извещение N 0172100008723000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку незамерзающей жидкости стеклоомывателя (извещение N 0172100008723000019) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 33 954,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.08.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Венгура В.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Венгура В.В. заключен государственный контракт N 23-ЭА-34 от 01.09.2023 на сумму 25 400,00 рублей (далее - Контракт), согласно которому Участник обязался осуществить поставку незамерзающей жидкости стеклоомывателя (далее - Товар) партиями по заявкам Заказчика в период действия Контракта, но не ранее дня заключения настоящего Контракта.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу п. 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч.ч. 9 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.10.2023 Участником было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) ввиду следующих обстоятельств:
В соответствии с условиями Контракта ИП Венгура В.В. обязан поставить незамерзающую жидкость стеклоомывателя фасовкой по объему 4,5 л. в количестве 50 шт. марки AVS AVK-404.
ИП Венгура В.В. произвел поставку незамерзающей жидкости марки AVS AVK-404 фасовкой по объему 4,0 л. в количестве 57 шт.
Поставка Товара с иным объемом тары объясняется тем, что Участником при подаче заявки была допущена ошибка в указании объема незамерзающей жидкости, марки AVS AVK-404 фасовкой по объему 4,5 л. не существует.
ИП Венгура В.В. неоднократно обращался к Заказчику с просьбой принять Товар и объяснял, что данная ситуация произошла по причине допущения ошибки.
Участник считает, что невозможно осуществить поставку несуществующего Товара, что является обстоятельством непреодолимой силы, не позволяющим исполнить Контракт.
Исходя из вышеуказанного, Участник пришел к выводу, что в данном случае имеет место быть предоставление ИП Венгура В.В. недостоверной информации о соответствии поставляемого Товара.
Исходя из ч. 1 п. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если выяснилось несоответствие условиям исполнения сделки в рамках Закона о контрактной системе, однако, в нарушение данного обязательства, Заказчик требует произвести поставку Товара, которого не существует.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, что это было предусмотрено Контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если такая возможность предусмотрена в контракте, а его права нарушены. Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.
В связи с этим Участник, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением Заказчиком ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.10.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 18.10.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Вместе с тем из информации, размещенной на Официальном сайте, Комиссией УФАС установлено, что Участником была осуществлена поставка Товара, несоответствующего условиям Контракта, в связи с чем Заказчиком было отказано в приемке данного Товара (Мотивированный отказ от приемки Товара N 78/03-24457 от 07.09.2023). Далее Участник письмами от 08.09.2023, от 20.09.2023, от 22.09.2023 просил Заказчика рассмотреть предложение по поставке незамерзающей жидкости марки AVS AVK-404 фасовкой по объему 4,0 л. в количестве 57 штук, ссылаясь на улучшенные характеристики данной фасовки. На указанное предложение Участника Заказчик ответил отказом (исх. N 78/03-25853 от 21.09.2023). Товара с иными улучшенными характеристиками Участником предложено не было, мер, направленных на надлежащее исполнение Контракта не предпринято.
Нарушений в действиях Заказчика Комиссия УФАС не усмотрела.
Таким образом, принимая решение об участии в Аукционе и подавая соответствующую заявку, Участник должен был сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Вместе с тем Участник, подписав Контракт, согласился с его условиями, однако не исполнил их, что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном поведении ИП Венгура В.В.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
По мнению Комиссии УФАС, Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не исполнил требования Контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Венгура Валерий Васильевич, ИНН: 324109969666, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Венгура Валерий Васильевич в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
18.10.23 |
20.10.23 |
19.10.23 |
0 |
19.10.23 |
26.10.23 |
25.10.23 |
0 |
30.10.23 |
30.10.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 октября 2023 г. N РНП-78-1473/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023