Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 1 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Реактор" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26470-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение ремонтных работ (извещение N 0372200128723000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ (извещение N 0372200128723000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 373 401,82 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Реактор".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Реактор" заключен государственный контракт N РЕМ 1-203/СМП от 29.05.2023 на сумму 1 981 790,51 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий Контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Реактор".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить ремонтные работы в здании ГБДОУ детский сад N 1 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подписания акта передачи объекта в работу; начало выполнения Работ с 19.06.2023 (п. 5.2 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
- Подрядчик обязан выполнить Работы, обеспечив надлежащее качество, в сроки, установленные Контрактом (п. 2.4.1 Контракта);
- Подрядчик обязан немедленно письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок (п. 2.4.13 Контракта);
- Заказчик вправе осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения Работ, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика (п. 2.1.4 Контракта).
Акт передачи объекта в работу от 01.06.2023. Таким образом, срок Производства работ с 01.06.2023 по 30.07.2023.
По состоянию на 06.10.2023 задержка сроков выполнения Работ составила 67 дней. Таким образом, Участником были существенно нарушены условия Контракта. В этой связи Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Реактор" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в действительности ООО "Реактор" был нарушен срок выполнения Работ, установленный Контрактом, однако при этом Работы фактически были завершены 31.08.2023 и до настоящего времени совершаются действия по сдаче Заказчику результата выполненных Работ. Так, в дату фактического завершения Работ ООО "Реактор" устно уведомило Заказчика о завершении выполнения Работ и передало Заказчику исполнительную документацию, с учетом чего, 01.09.2023 для участия в приемке Работ на объект прибыли представители СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Калининского района", которые при приемке выполненных по контракту Работ выявили ряд недостатков, перечисленных в соответствующем письме данной организации от 04.09.2023 исх. N 1718/23-0-0, адресованном Заказчику, который, в свою очередь, переслал данное письмо ООО "Реактор". Недостатки, заявленные в вышеуказанном письме, были устранены Подрядчиком, с учетом чего, 19.09.2023 Подрядчик направил Заказчику на адрес электронной почты письмо, содержащее сведения о завершении Работ и просьбу об осуществлении их приемки. Вместе с тем Подрядчику от Заказчика так и не поступили сведения о дате, в которую Заказчик будет проверять результат выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, в связи с чем, Подрядчик 26.09.2023 в соответствии с положениями п. 6.3 Контракта сформировал и разместил в ЕИС Акт о приемке выполненных работ N 119 от 26.09.2023 с приложением иных документов, предусмотренных Контрактом. Данные обстоятельства были сообщены Подрядчиком Заказчику в Требовании от 09.10.2023 об отмене Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было вручено Заказчику, как нарочно, так и направлено по электронной почте, в котором Подрядчик потребовал отменить вышеуказанное Решение и приступить к приемке выполненных Работ.
Учитывая изложенное, представитель Участника пришел к выводу, что вышеуказанные обстоятельства фактически свидетельствуют о том, что на момент принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта отсутствовало такое основание для его принятия, как просрочка окончания выполнения Работ, поскольку Работы были фактически завершены 31.08.2023, и в установленном Контрактом порядке предъявлены Заказчику к приемке на дату принятия им Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем, данное Решение подлежало отмене, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Фактическое завершение Работ подтверждается и прилагаемым Актом осмотра зданий, помещений от 10.10.2023, согласно которому, в выполненной Подрядчиком Работе выявлены недостатки.
Вместе с тем, наличие данных недостатков свидетельствует не о просрочке выполнения Работ, а наличии у Заказчика претензий к качеству выполненных Работ на стадии их приемки, которые подлежат устранению Подрядчиком в соответствии с разделом 6 Контракта, но не подтверждают те обстоятельства, которые явились основанием для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Более того, Подрядчик письмом от 16.10.2023, врученным Заказчику нарочно, согласился устранить все выявленные недостатки за исключением одного недостатка по укладке линолеума, отличающегося от предусмотренного сметой к Контракту. При этом, невозможность укладки линолеума TARKETT (ТАРКЕТТ) Omnisports REFERENCE была вызвана объективной невозможностью приобретения данного товара на территории Российской Федерации, возникшей после заключения Контракта, и подтвержденной письмом АО Таркетт рус от 26.08.2023, о чем Заказчик извещался в ходе исполнения Контракта.
Вместе с тем при производстве Работ по ремонту применен линолеум TARKETT ACTION 65, который является аналогом того же производителя, с аналогичными характеристиками.
С учетом изложенного, Подрядчик в действительности просрочил срок окончания выполнения Работ, но не на 67 дней, как это было заявлено Заказчиком, а на 31 день, после чего предпринимал все зависящие от него меры по своевременной сдаче выполненных Работ, в связи с чем, действовал добросовестно, не допуская умышленного нарушения условий Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Реактор" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "Реактор" были направлены на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Реактор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Реактор" (ИНН: 4217131920), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1452/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023