Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 107" (далее - Заказчик):
ООО "ИПСЭО" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26993-ЭП/23 от 23.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку производственной и профессиональной одежды для сотрудников СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200085223000210),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку производственной и профессиональной одежды для сотрудников СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200085223000210) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 965 153,72 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ИПСЭО".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИПСЭО" заключен государственный контракт N 03722000852230002100001 от 13.06.2023 на сумму 772 122,89 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИПСЭО".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку производственной и профессиональной одежды для сотрудников СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар) в срок не позднее 90 календарных дней со дня заключения Контракта (п. 3.5 Контракта).
В нарушение условий Контракта в срок, указанный в п. 3.5 Контракта, Товар Участником поставлен не был. В этой связи Заказчиком неоднократно направлялись претензии (от 13.09.2023 N 3159, от 02.10.2023 N 3387) с требованием о поставке Товара. Однако по состоянию на 09.10.2023 данные требования Участником выполнены не были, Товар не поставлен.
На основании изложенного и в соответствии с ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.10 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИПСЭО" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
ООО "ИПСЭО" был заключен Договор N 0107/23 от 30.06.2023 на разработку готовых базовых лекал медицинской одежды, являющейся предметом Контракта, с Карцевой Дарьей Николаевной (далее по тексту - Договор). Указанный Договор исполнен обеими сторонами, подтверждением чему служат Акт сдачи-приемки выполненных работ N б/н от 03.07.2023 (далее - Акт) и оплата по нему (Платежное поручение N 14 от 03.07.2023). Результат работы по указанному Договору имеется, Карцевой Д.Н. изготовлены все необходимые лекала, претензии у сторон по исполненным правоотношениям отсутствуют.
Несколько ранее ООО "ИПСЭО", с целью исполнения Контракта, еще до его заключения, а точнее 24.05.2023, обратилось к организации ООО "Индиго", осуществляющей реализацию ткани Satory Twill и Satory Lite на территории Российской Федерации (коммерческое предложение исх. N 12/23 от 24.05.2023). В указанном коммерческом предложении ООО "Индиго" сообщило ООО "ИПСЭО" о свободном наличии необходимой ткани на складе, указало стоимость за п/м.
Таким образом, ООО "ИПСЭО" еще до заключения Контракта позаботилось о его надлежащем исполнении. ООО "ИПСЭО" не преследовало цели отказа или неисполнения Контракта.
По смыслу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В дальнейшем после изготовления базовых лекал медицинской одежды Карцевой Д.Н. и их передачи ООО "ИПСЭО", последний осуществил соответствующие запросы потенциальным поставщикам (продавцам) и официальным дистрибьюторам ткани: Satory Twill и Satory Lite, а именно вновь к ООО "Индиго" и получил ответ о задержке поставки ткани Satory Twill и Satory Lite от производителя на неопределенное время (письмо от ООО "Индиго" N 17/23 от 10.08.2023). Точно такой же ответ предоставила и организация Nima Teknoloji A.S. об отсутствии необходимой ткани и возможности ее ближайшей поставки в ноябре месяце 2023 года (письмо от Nima Teknoloji A.S. от 20.07.2023).
ООО "ИПСЭО", понимая всю сложность исполнения Контракта, направило в адрес Заказчика два обращения, датированные:
- исх. N 1 от 01.08.2023;
- исх. N° 2 от 02.08.2023 (далее - Обращения).
В указанных Обращениях ООО "ИПСЭО" просило Заказчика рассмотреть возможность заменить ткани для изготовления Товаров, предусмотренных Контрактом (Satory Twill и Satory Lite), на материалы с аналогичными характеристиками "SV 3026 твил" и "SV 756 твил" (Обращения N 1 от 01.08.2023 и N 2 от 02.08.2023). Однако ни на одно из обращений Заказчик не предоставил ООО "ИПСЭО" ответа.
Вместе с тем, ООО "ИПСЭО", понимая необходимость исполнения Контракта, обратилось к иным поставщикам и продавцам тканей Satory Twill и Satory Lite, а именно:
1. к ИП Лысенко Д.С. с запросом N 7/2023 от 22.08.2023 о возможности поставки ткани Satory Twill и Satory Lite, на что получило ответ о том, что непоставка такой ткани обусловлена логистическими трудностями в Российской Федерации (запрос N 7/2023 от 22.08.2023 и ответ от 28.08.2023);
2. в производственно-торговую группу компаний "Тексттайм" (Мещряковой Марии Николаевне) (26.09.2023, 15.09.2023 и 27.09.2023), однако получило ответ о невозможности поставки необходимой ткани. ООО "Тексттайм" были предложены также разнообразные аналоги.
В свою очередь ООО "ИПСЭО" направило Заказчику последнее обращение, датированное 28.09.2023 исх. N 2809/2023-ИП, в котором просило Заказчика разрешить исполнить Контракт из других видов ткани, аналогичных, не уступающих по качеству и другим характеристикам тем, которые предусмотрены Контрактом. В своем обращении ООО "ИПСЭО" указало на сложности с логистикой и невозможностью поставок необходимой ткани на территорию Российском Федерации. Однако Заказчик не ответил на данное обращение.
Впоследствии от Заказчика последовала претензия и вышеупомянутое Решение.
Вместе с тем ООО "ИПСЭО" полагает, что приложило достаточно усилий для исполнения Контракта, чему свидетельствует вышеуказанная переписка, заключенный Договор, оплата услуг третьих лиц.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИПСЭО" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "ИПСЭО" были направлены на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ИПСЭО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИПСЭО" (ИНН: 7806020975), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2023 г. N РНП-78-1479/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023