Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" (далее - Заказчик):
ООО "МЦ "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26994-ЭП/23 от 23.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" в 2023 году (извещение N 0372200240623000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" в 2023 году (извещение N 0372200240623000001) (далее - Запрос котировок).
Максимальное значение цены контракта - 50 000,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 52 873,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "МЦ "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЦ "Медвир" заключен государственный контракт N 0372200240623000001 от 15.02.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЦ "Медвир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников СПб ГБПОУ "УОР N 2 (техникум)" (далее - Услуги) по заявкам Заказчика.
25.08.2023 (исх. N 902) в адрес Исполнителя посредством, а также с досылом по электронной почте направлялась претензия о неисполнении обязательств по Контракту, а именно в отношении 7 (семи) человек Исполнителем не предоставлены личные медицинские книжки работников с внесением в них данных о прохождении медицинских осмотров.
В связи с тем, что по состоянию на 21.09.2023 ответ на претензию в адрес Заказчика от Исполнителя так и не поступил, а изложенные в претензии (от 25.08.2023 исх. N 902) нарушения Исполнителем устранены не были, то 21.09.2023 (исх. N 1023) Заказчик повторно направил претензию о неисполнении обязательств по Контракту, а именно в отношении 7 (семи) человек Исполнителем не были представлены личные медицинские книжки работников с внесением в них данных о прохождении медицинских осмотров.
На основании п. 5.3.1 Контракта Заказчик повторно просил Исполнителя в десятидневный срок с момента получения настоящей претензии предоставить личные медицинские книжки нижеуказанных работников с внесенными в них данными о прохождении медицинских осмотров:
Будник Михаил, 28.01.1955 г.р., дата направления на мед. осмотр - 03.07.2023,
Меньшаков Андрей Семенович, 01.01.1968 г.р., дата направления - 10.07.2023,
Горунович Ирина Андреевна, 16.11.1959 г.р., дата направления - 14.07.2023,
Рассказова Вероника Леонидовна, 03.06.1974, дата направления - 25.07.2023,
Погодин Олег Игоревич, 29.04.1990 г.р., дата направления - 02.08.2023,
Демидова Татьяна Петровна, 30.07.1965 г.р., дата направления - 24.08.2023,
Рогозинская Мария Михайловна, 25.08.1962 г.р., дата направления - 06.09.2023.
22.09.2023 в ответ на вышеуказанные претензии Заказчика от Исполнителя поступил ответ (N б\н от 22.09.2023), о том, что: "Исполнитель делает всё возможное для устранения сложившейся ситуации в кратчайшие сроки и просит сохранить партнёрские отношения".
По состоянию на 09.10.2023, нарушения, перечисленные Заказчиком в претензиях от 25.08.2023 (исх. N 902) и от 21.09.2023 (исх. N 1023) Исполнителем устранены не были, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЦ "Медвир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что необходимые документы на 5 (пять) человек были предоставлены Заказчику 21.10.2023, а еще на 2 (два) человека документы доставлены 26.10.2023.
Вместе с тем представитель Участника отметил, что медицинские документы: выписки и заключения с допуском на работу Исполнитель предоставляет на второй день с момента проведения осмотра. Отсутствие личной медицинской книжки не является препятствием для устройства на работу, хотя и ведет к отстранению от трудовой деятельности. Задержка в выдаче книжек была вызвана кадровым кризисом в отпускной период. Кроме того, на данный момент ООО "МЦ "Медвир" успешно исполнено или находится в стадии исполнения свыше 400 контрактов и выдано более 6000 личных медицинских книжек.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ООО "МЦ "Медвир" были направлены на добросовестное исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЦ "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2023 г. N РНП-78-1480/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023