Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
в отсутствие представителей ООО "Прикладные исследования" (далее - Участник, Подрядчик) надлежащим образом уведомленный о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 78/26665/23 от 25.10.2023);
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26999-ЭП/23 от 23.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работы по формированию предложений о приоритетных отраслях экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002023000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работы по формированию предложений о приоритетных отраслях экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002023000015) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 076 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 06.07.2023 NИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Прикладные исследования".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Прикладные исследования" заключен государственный контракт N 37-2023/ОПРиОЗ от 17.07.2023 на сумму 3 399 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Прикладные исследования".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнение работы по формированию предложений о приоритетных отраслях экономики Санкт-Петербурга, обеспечивающих достижение долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга (далее - Работы) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с условиями государственного контракта Подрядчик не позднее срока окончания выполнения работ по 1 этапу исполнения государственного контракта формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке выполненных работ по соответствующему этапу исполнения государственного контракта, счет, а также направляет отчетные материалы, предусмотренные п. 5.1 Приложения N 1 к Контракту, в том числе: по пункту 3.2.1. Приложения N 1 к Контракту: аналитический отчет "Подготовка предложений по оценке хода реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (не более 50 страниц), содержащий сведения в соответствии с пунктами 3.2.1.1-3.2.1.3, в 2-х экземплярах на бумажном носителе в формате MS Word и в электронном виде (на CD или DVD дисках или USB-накопителе), а также презентационный материал (или видеоматериал) (не более 30 слайдов) на основе аналитического отчета в формате MS Power Point в электронном виде (на CD или DVD дисках или USB-накопителе); по п. 3.2.2 Приложения N 1 к Контракту: аналитический отчет "Анализ текущего состояния, динамики и потенциала социально-экономического развития Санкт-Петербурга" (не более 50 страниц) в 2-х экземплярах на бумажном носителе в формате MS Word и в электронном виде (на CD или DVD дисках или USB-накопителе), а также презентационный материал (не более 30 слайдов) на основе аналитического отчета в формате MS Power Point в электронном виде (на CD или DVD дисках или USB-накопителе).
В соответствии с условиями к государственного контракта результаты выполнения работы по 1 этапу исполнения государственного контракта должны быть направлены Подрядчиком Государственному заказчику не позднее 01.09.2023.
Подрядчиком с использованием ЕИС сформирован, подписан и размещен документ о приемке выполненных работ от 01.09.2023 N 1 по 1 этапу исполнения Контракта и счет, являющийся неотъемлемой частью документа о приемке выполненных Работ.
Отчетные материалы по 1 этапу исполнения к государственного контракта, предусмотренные пунктами 3.2.1 и 3.2.2 Приложения N 1 к Контракту (далее - Отчетные материалы), получены Государственным заказчиком 11.09.2023 (вх. N 01-35-1250/23-0-0).
По установленному факту просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчиком через ЕИС 28.09.2023 направлено требование о перечислении в бюджет Санкт-Петербурга начисленной суммы пени в размере 647 руб. 36 коп (исх.N 01-35-1250/23-0-3).
В соответствии с пунктами 3.1.6 и 5.1.3 Контракта Заказчиком обеспечено проведение экспертизы результатов выполненной Работы по 1 этапу исполнения Контракта и проведена проверка соответствия количества, качества, комплектности и объема выполненной работы по 1 этапу исполнения Контракта требованиям Контракта.
По результатам проверки приемочной комиссией Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта по целевой статье 1640098940 "Расходы на проведение мероприятий в целях реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере стратегического планирования и экономического развития" расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2023 год (далее - Приемочная комиссия) 14.09.2023 составлено Отрицательное заключение по приемке работы по 1 этапу исполнения государственного контракта, Государственным заказчиком с использованием ЕИС сформирован и подписан мотивированный отказ от 15.09.2023 N 1 от подписания документа о приемке выполненной работы по 1 этапу исполнения государственного контракта (далее - мотивированный отказ) с указанием Работ, не соответствующих требованиям Контракта.
По установленному факту ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчиком 25.09.2023 направлено требование о перечислении в бюджет Санкт-Петербурга суммы штрафа в размере 4 979,69 рублей (исх.N 01-35-1250/23-0-2).
Заказчиком в сопроводительном письме к мотивированному отказу от 15.09.2023 N 01-35-1250/23-0-1 Подрядчику были установлены требования устранить недостатки, указанные в мотивированном отказе, и представить в адрес Заказчика исправленные Отчетные материалы в соответствии с требованиями п. 5.1 Приложения N 1 к Контракту в срок до 25.09.2023 включительно.
Подрядчиком с использованием ЕИС сформирован, подписан и размещен документ о приемке выполненных работ от 25.09.2023 N 2 по 1 этапу исполнения Контракта и счет, являющийся неотъемлемой частью документа о приемке выполненных Работ. Вместе с тем Отчетные материалы получены Заказчиком 02.10.2023 (вх. N 01-35-1390/23-0-0), то есть с нарушением установленного Государственным заказчиком срока (до 25.09.2023 включительно).
В соответствии с пунктами 3.1.6 и 5.1.3 Контракта Заказчиком обеспечено проведение экспертизы результатов выполненной работы по 1 этапу исполнения Контракта и проведена проверка соответствия количества, качества, комплектности и объема выполненной работы по 1 этапу исполнения Контракта требованиям Контракта.
По результатам повторной экспертизы Отчетных материалов приемочной комиссией установлено следующее:
Отчетные материалы представлены Подрядчиком в адрес Заказчика с нарушением установленного Заказчиком срока.
Недостатки (замечания) по выполнению пунктов 3.2.1. и 3.2.2. Описания объекта закупки, направленные в мотивированном отказе от 15.09.2023 N 1, не устранены или устранены частично, в том числе:
не представлена информация об оценке степени решения 22 задач социально-экономической политики Санкт-Петербурга, установленных Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (далее - задача), а также отсутствуют выводы о степени решения 94 задач (из 116 задач);
в отдельных случаях отсутствует информация о фактических значениях показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга
за периоды, указанные в пункте 3.2.2. Описания объекта закупки, либо используемые значения показателей не соответствуют официальным статистическим данным;
отсутствует анализ потенциала социально-экономического развития Санкт-Петербурга по ряду направлений, в том числе представленные выводы не подтверждены обосновывающими или поясняющими материалами;
в отдельных случаях представленные выводы не подтверждены фактической информацией (данными) или являются неверными (ошибочными), а также не коррелируют и противоречат друг другу.
Приемочной комиссией 06.10.2023 составлено Отрицательное заключение по приемке работы по 1 этапу исполнения Контракта.
По состоянию на 20.10.2023 в бюджет Санкт-Петербурга не поступила начисленная сумма пени в размере 647,36 рублей и штрафа в размере 4 979,69 рублей.
В соответствии с пунктом 8.3.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, установленном Законом о контрактной системе, если отступления в выполненных работах от условий Контракта или иные недостатки в их результатах в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми. При этом согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Подрядчик в установленные Контрактом сроки не выполнил Работы, на получение результатов, которых рассчитывал Заказчик, а также в установленные Заказчиком сроки не устранил недостатки в результатах работ, в связи с чем такое нарушение обязательств по Контракту является существенным нарушением условий контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 8.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Прикладные исследования" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Участник на заседание Комиссии УФАС не представил письменных объяснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту, а также доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника.
Вместе с тем, на заседании комиссии было установлено, что ООО "Прикладные исследования" включено в реестр недобросовестных поставщиков за последний месяц 1 раз, данное обстоятельство было учтено комиссией при рассмотрении дела.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Прикладные исследования" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Прикладные исследования" (ул. Меридианная, 1, кв. 141, Казань, 420124), ИНН: 1660367906, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Герасимов Александр Алексеевич, ИНН: 165100140869; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Прикладные исследования" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.10.23 |
24.10.23 |
23.10.23 |
0 |
23.10.23 |
30.10.23 |
27.10.23 |
0 |
01.10.23 |
01.10.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 октября 2023 г. N РНП-78-1484/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023