Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Больница им. П.П. Кащенко" (далее - Заказчик):
ООО "ЭКОФАБРИКА" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27208-ЭП/23 от 24.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку средств индивидуальной защиты работников (крем для рук и лица, средство для защиты от насекомых, паста для очистки рук, гель для душа) (извещение N 0372200094423000186),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты работников (крем для рук и лица, средство для защиты от насекомых, паста для очистки рук, гель для душа) (извещение N 0372200094423000186) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 117 712,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭКОФАБРИКА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЭКОФАБРИКА" заключен государственный контракт N 0372200094423000186 от 18.09.2023 на сумму 701 934,56 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЭКОФАБРИКА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку средств индивидуальной защиты работников (крем для рук и лица, средство для защиты от насекомых, паста для очистки рук, гель для душа) (далее - Товар).
В соответствии с п. 5.1 Контракта Поставщик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта предоставляет Заказчику не менее одного образца каждой позиции Товара, предлагаемого к поставке для проверки его соответствия условиям Спецификации.
ООО "ЭКОФАБРИКА" должно было предоставить образцы Товара в срок до 21.09.2023 (включительно).
Поставщик 03.10.2023 поставил образцы Товара только по 7 (семи) из 10 (десяти) позиций, указанных в Спецификации к Контракту.
В результате проверки предоставленных образцов поставляемого Товара Заказчиком установлено, что образцы не соответствует условиям Контракта, о чем был составлен Акт и направлен Поставщику.
Заказчик предложил Поставщику в срок до 09.10.2023 осуществить замену образцов поставляемого Товара на образцы, соответствующие условиям Контракта и предоставить образцы по непредставленным позициям, указанным в Спецификации к Контракту.
По состоянию на 10.10.2023 ООО "ЭКОФАБРИКА" образцы Товара не поставило.
Таким образом, по состоянию на 10.10.2023 просрочка поставки образцов Товара составляет 19 дней, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта (п. 11.5 Контракта).
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 11.3 Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЭКОФАБРИКА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС генеральный директор Офицерова М.С. пояснила, что ООО "ЭКОФАБРИКА" является производителем поставляемого по Контракту Товара. Отгрузка любой продукции в ООО "ЭКОФАБРИКА" согласовывается ей лично.
Отгрузка образцов по заключенному Контракту была задержана по причине плохого самочувствия генерального директора ООО "ЭКОФАБРИКА", в результате которого 24.09.2023 по скорой Офицерова М.С. была отвезена в Городскую Больницу N 40 Курортного района с острым пиелонефритом.
03.10.2023 ООО "ЭКОФАБРИКА" была произведена поставка 7 из 10 образцов, также направлено гарантийное письмо о допоставке образцов в срок до 09.10.2023 и о поставке полной партии Товара до 24.10.2023 включительно. Срок поставки Товара был указан 24.10.2023, так как к тому моменту была получена информация от аккредитованной испытательной лаборатории о том, что 23.10.2023 будут готовы протоколы испытаний.
Однако 09.10.2023 допоставить недостающие образцы не представилось возможным в связи с отключением электричества на производстве, что подтверждается письмом исх. N 001/90 от 05.10.2023. В этой связи ООО "ЭКОФАБРИКА" было отправлено гарантийное письмо в адрес Заказчика о поставке образцов Товара позднее с объяснением причины.
10.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
11.10.2023 ООО "ЭКОФАБРИКА" был организован переезд в другое производственное помещение для возобновления работы по изготовлению образцов и исполнения своих обязательств по Контракту.
15.10.2023 генеральный директор ООО "ЭКОФАБРИКА" Офицерова М.С. повторно была госпитализирована, но в Клиническую инфекционную больницу им. С.П. Боткина в состоянии средней тяжести с неустановленной острой вирусной инфекцией верхних дыхательных путей, где находилась до 24.10.2023.
20.10.2023 сотрудниками ООО "ЭКОФАБРИКА" были отправлены образцы Заказчику, однако Заказчик не отменил решение об одностороннем расторжении контракта и отказал в их согласовании.
Представитель Участника пояснил, что ООО "ЭКОФАБРИКА" не имело умысла в уклонении от исполнения Контракта, неисполнение Контракта в соответствии с его условиями произошло по причине совокупности факторов, независящих от воли ООО "ЭКОФАБРИКА".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭКОФАБРИКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЭКОФАБРИКА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЭКОФАБРИКА" (ИНН: 7805807223), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 октября 2023 г. N РНП-78-1498/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023