Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный Эрмитаж" (далее - Заказчик):
ООО "Спецпромтехника" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27207-ЭП/23 от 24.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку приборов бытовых (извещение N 0372100005623000062),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку приборов бытовых (извещение N 0372100005623000062) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 198 149,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Спецпромтехника".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Спецпромтехника" заключен государственный контракт N 48 ОАЭФ/23-М-1023 от 24.07.2023 на сумму 148 611,79 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Спецпромтехника".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку приборов бытовых (далее - Товар) в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
Таким образом, поставка должна быть произведена не позднее 13.08.2023. Поскольку срок поставки приходится на выходной день, поставка Товара должна быть произведена не позднее 14.08.2023.
По состоянию на 14.08.2023 поставка Товара, соответствующего требованиям Контракта, не была произведена Участником.
11.09.2023, с просрочкой на 28 календарных дней, Участником силами транспортной компании в отсутствие уполномоченного представителя ООО "Спецпромтехника" произведена частичная поставка Товара, соответствующего условиям Контракта, в количестве 7 шт. на сумму 63 619,22 рублей (накладная транспортной компании N 23-00080030877 от 10.08.2023; Товар доставлен Заказчику 11.09.2023, акт сдачи-приемки Товара на ответственное хранение N б/н от 11.09.2023 подписан Заказчиком 11.09.2023, документ о приемке N 47 от 19.09.2023, Товар принят Заказчиком 21.09.2023).
20.09.2023 с просрочкой на 37 календарных дней Участником силами транспортной компании в отсутствие уполномоченного представителя ООО "Спецпромтехника" произведена поставка части Товара в количестве 28 шт. на общую сумму 84 992,57 рублей (накладная транспортной компании N 23-00211527121 от 01.08.2023, акт сдачи-приемки Товара на ответственное хранение N б/н от 20.09.2023 подписан Заказчиком 20.09.2023), часть которого принята Заказчиком, как соответствующего требованиям Контракта, в количестве 3 шт. на сумму 10 911,36 рублей (документ о приемке N 48 от 20.09.2023, Товар принят Заказчиком 21.09.2023). От приемки части Товара в количестве 25 шт. на сумму 74 081,21 рублей Заказчик отказался ввиду его несоответствия условиям Контракта (Масляный обогреватель).
В силу пп. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в заключенный с ООО "Спецпромтехника" Контракт включена информация о товаре (товарном знаке и (или) характеристиках предлагаемого товара, стране происхождения товара), указанная в заявке участника электронной процедуры.
Условие контракта о стране происхождения товара определяется не заказчиком, а участником электронного аукциона, то есть в данном случае ООО "Спецпромтехника".
ООО "Спецпромтехника" определило в своей заявке на участие в электронном Аукционе и в Контракте, что страной происхождения Товара является Российская Федерация, тем самым приняв на себя обязанность поставить Заказчику Товар, произведённый именно в России.
Требования к Товару предусмотрены Контрактом и Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту). К числу требований к Товару относится и указанная в спецификации страна происхождения Товара - Россия.
В соответствии с п. 3 разд. 1 Спецификации к Контракту поставке подлежит Масляный обогреватель в количестве 21 шт., страной происхождения которого является Россия.
В соответствии с п. 4 разд. 1 Спецификации к Контракту поставке подлежит Масляный обогреватель в количестве 4 шт., страной происхождения которого является Россия.
Фактически по п. 3 и п. 4 раздела 1 Спецификации к Контракту поставлен Масляный обогреватель OASIS US-15, страна происхождения: Китай (Производитель: Forte Group Ningbo Co., LTD/Форте Груп Нингбо Ко., ЛТД/, КНР) в количестве 25 шт., что не соответствует условиям Контракта.
В силу п. 13.1 Контракта во всем, что не предусмотрено Контрактом стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
Извещением о закупке на право заключения Контракта установлены условия допуска согласно Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1.7 п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложении N 1 настоящего приказа, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложении N 1, будет являться государство - член Евразийского экономического союза.
Итого Заказчиком не был принят Товар на сумму 74 081,21 рублей.
Ввиду несоответствия требованиям Контракта Заказчик от приемки Товара отказался, приняв указанный Товар на ответственное хранение в порядке, установленном ст. 514 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заказчик направил в адрес Участниак претензию (исх. N 4017 от 22.09.2023) с просьбой вывезти Товар, не соответствующий требованиям Контракта, поставленный ООО "Спецпромтехника" 20.09.2023, от приемки которого 21.09.2023 Заказчик отказался.
02.10.2023 Участником осуществлен вывоз Товара, не соответствующего требованиям Контракта, на сумму 74 081,21 рублей, поставленного ООО "Спецпромтехника" 20.09.2023, от приемки которого Заказчик отказался.
29.09.2023 Заказчик направил Участнику посредством ЕИС претензию (исх. N 4111 от 29.09.2023) с требованием в течение семи дней с момента получения указанной претензии поставить Товар, в соответствии с условиями Контракта, в количестве 25 шт. на сумму 74 081.21 рублей (претензия продублирована 29.09.2023 в 16:15 на адрес электронной почты Участника, указанный в Контракте, Участник ответным письмом подтвердил получение претензии 29.09.2023 в 16:15). Согласно сведениям ЕИС претензия доставлена Участнику в личный кабинет 29.09.2023. Таким образом, срок для поставки Товара по требованию истек 06.10.2023.
По истечении срока, установленного в претензии (исх. исх. N 4111 от 29.09.2023), поставка части Товара на сумму 74081,21 рублей по требованию не произведена.
На дату принятия решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставка Товара - Масляный обогреватель в количестве 25 шт., страной происхождения которого является Россия, соответствующего условиям Контракта, на сумму 74081,21 рублей не произведена.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Спецпромтехника" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Согласно Спецификации к Контракту, поставке по Контракту подлежит 6 позиций Товара на общую сумму в размере 148 611,79 рублей.
При подаче заявки на участие в Аукционе, ООО "Спецпромтехника" были приложены все сертификаты на Товар, предлагаемый к поставке. В том числе в составе заявки был приложен сертификат на Масляный обогреватель. Согласно данным данного сертификата следует, что страной происхождения данного Товара является Китай. Таким образом, при подаче заявки Заказчик был осведомлен о Товаре, который будет поставлен ООО "Спецпромтехника".
Кроме того, до размещения закупки в адрес Заказчика 17.05.2023 было направлено коммерческое предложение на поставку Товара. К коммерческому предложению также были приложены сертификаты на Товар с указанием страны происхождения Китай.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Спецпромтехника" планировало поставить Товар согласно заявленным характеристикам страны происхождения Китай.
После заключения Контракта ООО "Спецпромтехника" были заключены договоры поставки необходимого Товара с поставщиками. Товар был поставлен в соответствии с документами, прилагаемыми ООО "Спецпромтехника" к заявке. В том числе был поставлен Масляный обогреватель. Однако после поставки Товара Заказчиком было установлено, что при заключении Контракта произошла ошибка, и в Спецификации Контракта на Товар Масляный обогреватель была указана иная страна происхождения товара - Россия. Вместе с тем, данный Товар с аналогичными техническими характеристиками на территории Российской Федерации не производится и поставлен быть не может. Декларации на Товар российского происхождения были приложены Участником по ошибке. Поскольку остальные позиции Товара, поставляемого Заказчику, производятся на территории Российской Федерации.
Об указанных обстоятельствах Участником была получена объяснительная от сотрудника, заполнявшего заявку на участие в электронном Аукционе.
Однако о том, что к поставке планировался именно Товар происхождения страны Китай, свидетельствуют приложенные к заявке Участника сертификаты на Товар.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Таким образом, при подписании Контракта Заказчиком в Спецификацию, являющуюся неотъемлемой частью Контракта, было включено условие, не соответствующее заявке Участника, относительно страны происхождения Товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.32. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.
Ввиду нарушений Заказчика при подписании Контракта в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой привести заключенный Контракт в соответствие с заявкой Участника и внести изменения в Спецификацию, изменив условие о стране происхождения Товара - Масляный обогреватель.
От Заказчика был получен отрицательный ответ, о несогласии внесения изменений в условия заключенного Контракта.
Также после того, как Товар не был принят Заказчиком, Участником были предприняты меры по поиску аналогичного Товара российского производства, а также стран членов Евразийского экономического союза.
Однако согласно ответам поставщиков, указанный Товар с аналогичными характеристиками в Российской Федерации, а также на территории иных государств не производится. Производителем Товара, необходимого к поставке, является исключительно Китай. В связи с чем ООО "Спецпромтехника" не имело физической возможности поставить Товар иного производства нежели Китай по 1 позиции.
Вместе с тем, ввиду полного соответствия поставленного Товара техническим характеристикам, Участник посчитал возможным заключить Дополнительное соглашение в рамках ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе:
- при исполнении Контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
По мнению представителя Участника ввиду того, что необходимый к поставке Товар в Российской Федерации не производится, страна происхождения товара Китай является улучшенной характеристикой.
От Заказчика также было получено отрицательное заключение.
Необходимо отметить, что поставленный Товар соответствует всем техническим характеристикам Контракта, а также сертификатам, приложенным Участником к заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, представитель Участника считает, что ООО "Спецпромтехника" был поставлен Товар в соответствии со своей заявкой. В связи с чем, существенное нарушение условий заключенного Контракта со стороны ООО "Спецпромтехника" отсутствует, вопреки содержанию Решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Спецпромтехника" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Спецпромтехника" была проделана всевозможная работа для добросовестного исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Спецпромтехника" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Спецпромтехника" (ИНН: 7715527510), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 октября 2023 г. N РНП-78-1497/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023