Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Яковлева Ольга Викторовна (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27001-ЭП/23 от 24.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту лестниц (л.кл. N 1, л.кл. N 2) в ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района СПБ по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 14 в 2023 году (извещение N 0372200086223000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту лестниц (л.кл. N 1, л.кл. N 2) в ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района СПБ по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 14 в 2023 году (извещение N 0372200086223000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 605 886,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Яковлева О.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Яковлевой О.В. заключен государственный контракт N 0372200086223000003-54 от 28.04.2023 на сумму 1 563 316,27 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Яковлевой О.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту лестниц (Л.КЛ. N1, Л.КЛ. N2) (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 14 (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 2.1 Контракта начало выполнения Работ - 03.07.2023.
В соответствии с п. 2.2 Контракта срок окончания Работ - 30.07.2023.
Заказчиком направлялись претензии и акты о выявленных нарушениях в процессе выполнения Работ (25.07.2023. 31.07.2023, 01.08.2023, 15.08.2023, 25.08.2023. 06.09,2023. 11.09.2023. 15.09.2023. 20.09.2023. 25.09.2023. 02.10.2023).
По состоянию на 09.10.2023 подрядчиком обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.5 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.10.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В регламентированный срок Подрядчик приступил к исполнению Контракта.
25.07.2023 Заказчик составил акт выявленных замечаний, в котором указал об отсутствии журналов общих работ, а также замечания по разделу "Стены", к 28.07.2023 замечания были устранены.
В период с 31.07.2023 по 10.10.2023 от Заказчика поступали претензии о нарушении срока выполнения Работ
Заказчиком не принято во внимание, что, согласно приложению N1 к Контракту применение следующих материалов осуществляется по согласованию с заказчиком (или по выбору заказчика):
- облицовка ступеней керамогранитными плитками толщиной (Цвет по согласованию с заказчиком)
- устройство покрытий из плиток керамогранитных размером (Цвет по выбору заказчика)
- установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках и деревянных нерубленных стенах площадью проема (Цвет по выбору заказчика)
- установка блоков из ПВХ в наружных и внутренних дверных проемах: в перегородках и деревянных нерубленных стенах площадью проема (Цвет по выбору заказчика)
- гладкая облицовка стен, столбов, пилястр и откосов (без карнизных, плинтусных и угловых плиток) без установки плиток туалетного гарнитура на клее из сухих смесей: по кирпичу и бетону (Цвет по выбору заказчика)
- окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенная: по сборным конструкциям стен, подготовленным под окраску (Цвет по выбору заказчика).
Мероприятия по согласованию с Заказчиком материалов проводились до 16.08.2023.
В связи с тем, что материалы требовалось согласовать с Заказчиком, то Подрядчик не имел объективной возможности заказать продукцию заблаговременно.
Указанные мероприятия (срок согласования материалов, доставка материалов) не включены в срок выполнения работ. Между тем без выполнения данных мероприятий исполнение работ невозможно.
В связи с чем, направляя претензии в период с 25.07.2023 по 10.10.2023 Заказчик не мог не знать, что работы не выполняются, в том числе, по вине Заказчика (длительностью согласования), а также в связи со сроками доставки материалов, которые до согласования не могли быть заказаны нами, но при этом не были включены в срок исполнения контракта.
После получения материалов Работы были возобновлены и завершены к 10.10.2023 работы были завершены.
Согласно п. 4.1.2. Контракта Заказчик обязан обеспечить в течение всего периода выполнения работ в установленном порядке технический надзор Службой заказчика, представить Подрядчику сведения о лице (лицах), обеспечивающих ведение технического надзора, принимающих участие в передаче объекта, приемке выполненных работ.
В указанный период времени от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга" не поступали замечания к выполненным Работам.
Однако в день сдачи работ от Заказчика поступил акт от 10.10.2023, в котором указал следующие замечания:
1. Общий журнал работ, журнал учета входящих материалов, акты скрытых работ, выполненные работы не предъявлялись, отсутствует фотофиксация,
2. Полы: некачественно выполнена затирка напольной плитки, имеются пустотные места под плиткой при простукивании, не очищена плитка от раствора и краски, на торцах лестничной клетки имеются места грязных подтеков.
3. Двери: не установлена остекленная перегородка ПВХ в тамбуре лестницы N2, отсутствуют порожки, не закреплены дверные ручки, отклеены пластиковые уголки в дверных откосах, не плотно прилегают к стенам дверные наличники (зазоры), не окрашены дверные откосы со стороны коридора, повреждена глухая панель дверного блока, появилась трещина между дверной коробкой и дверными откосами,
4. Потолки: не ровная поверхность уже окрашенного низа лестничных маршей, повреждены панели подвесного потолка типа "Амстронг",
5. Стены: на поверхности образовались трещины, после выполнения электромонтажных работ не окрашены стены, во многих местах некачественно выполнена шпаклевка стен (имеются не ровности),
6. Ограждения лестничных маршей: очистить ограждения от раствора и краски,
7. Отопление: очистить трубы от раствора и краски.
10.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором были перечислены аналогичные замечания.
По пункту 2 Акта: Участником была в полном объеме заменена плитка, сделана качественно затирка напольной плитки, устранены пустотные места под плиткой, плитка очищена от раствора и краски, на торцах лестничной клетки устранены места грязных подтеков.
По пункту 3 Акта: установлена остекленная перегородка ПВХ в тамбуре лестницы N2, установлены порожки, закреплены дверные ручки, проклеены пластиковые уголки в дверных откосах, окрашены дверные откосы со стороны коридора, восстановлена глухая панель дверного блока, устранена трещина между дверной коробкой и дверными откосами,
По пункту 4 Акта: устранена неровная поверхность уже окрашенного низа лестничных маршей, заменены панели подвесного потолка типа "Амстронг",
По пункту 5 Акта: устранены трещины на поверхности стен, окрашены стены, устранены неровности.
По пункту 6 и 7 проведена очистка от раствора и краски.
Указанные работы были проведены в период 10.10.2023 по 20.10.2023.
23.10.2023 в системе ЕИС сформирован структурированный документ о приемке N 55 от 23.10.2023 на сумму 1 563 316,27 рублей. А также приложены фотографии, подтверждающие устранение замечаний.
Однако в этот же день, 23.10.2023 Заказчик разместил мотивированный отказ, который дословно повторяет акт от 10.10.2023.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Яковлевой О.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участником предпринимались все необходимые меры для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Яковлевой О.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Яковлевой Ольги Викторовны (ИНН: 780524093475), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 октября 2023 г. N РНП-78-1491/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023