Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 345 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "РСК "Восток" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26467-ЭП/23 от 17.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0372200175723000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли (извещение N 0372200175723000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 829 974,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РСК "Восток".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РСК "Восток" заключен государственный контракт N 0372200175723000003-345 от 07.08.2023 на сумму 2 462 077,38 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик не приступил к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в выполняемых работах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- если по результатам экспертизы выполненных работ, отдельного этапа работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, действующих строительных норм и правил.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РСК "Восток".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту кровли (далее - Работы) по адресу: 192174, Санкт-Петербург, бульвар Красных Зорь, д. 6, корп. 2, лит. А (далее - Объект) не позднее 20.08.2024 с даты подписания Акта передачи объекта для выполнения работ (п. 3.2 Контракта).
Между Заказчиком и Подрядчиком был подписан Акт передачи объекта в работу 09.08.2023 без указания каких-либо претензий.
06.09.2023 на электронный адрес ООО "РСК "ВОСТОК" было отправлено письмо N б/н от 05.09.2023 с требованием предоставить график производства работ и приступить к ремонтным работам в соответствии с Техническим заданием Контракта.
Однако план производства Работ так и не был представлен Подрядчиком.
15.09.2023 через систему ЕИС Подрядчику было отправлено письмо N 189 от 15.09.2023 с просьбой присутствовать на совещании в ГБОУ школе N 345 19.09.2023 в 10:00.
18.09.2023 от Подрядчика через систему ЕИС было получено письмо N б/н от 18.09.2023, в котором кроме подтверждения присутствия представителя Подрядчика на совещании указывалось, что производство Работ по существующей смете не представляется возможным и содержало просьбу о расторжении Контракта по соглашению сторон.
19.09.2023 было проведено совещание между Заказчиком и Подрядчиком, на котором Подрядчик подтвердил свое решение о расторжении контракта по соглашению сторон, мотивируя это тем, что сумма Контракта недостаточна для производства работ по ремонту кровли.
21.09.2023 Заказчиком на официальном сайте ЕИС была размещена претензия но поводу отсутствия плана производства работ, с указанием срока для совершения Подрядчиком каких-либо действий по выполнению Работ по Контракту.
28.09.2023 от Подрядчика был получен ответ на претензию с описаниями технических проблем производства Работ. Также указанное письмо содержало просьбу об отказе от производства Работ по соглашению сторон.
Вместе с тем Подрядчиком не было предоставлено ни одного документа, подтверждающего существенный рост стоимости Работ по Контракту ни Заказчику, ни представителям Службы Заказчика, выполняющего функции технического надзора и проверки сметной документации для нужд Заказчика.
В этой связи Заказчик не усмотрел оснований для расторжения Контракта по соглашению сторон и принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РСК "Восток" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным, необоснованным и нарушающим условия Контракта.
21.08.2023 при вскрытии кровельной поверхности работниками ООО "РСК "Восток" установлено, что текущее кровельное покрытие состоит из 3 слоев: старого наплавляемого материала, 100 мм асфальтно-битумной смеси, армирующей сетки, 40 мм утеплителя (стекловата).
Согласно п. 5 Локальной сметы (Приложение N 2 к Контракту) по Контракту предусмотрены работы по демонтажу выравнивающих стяжек цементно-песчаных 15-30 мм толщиной.
В этой связи, по словам представителя Участника, серьезно возрастает объем Работ, который необходимо было выполнить, не указанный в Локальной смете, и как следствие, существенно возрастает стоимость производства Работ, а именно:
1. (Демонтаж) Устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной 15-30 мм. Фактически: демонтаж асфальтно-битумной смеси (100 мм) с утеплителем на кладочной сетке (40 мм) толщиной около 140 мм (п. 5 Локальной сметы). Стоимость по Локальной смете - 94 465,12 рублей. Текущий расчет затрат составляет 345 000 рублей.
2. Строительный мусор (погрузка, перевозка, утилизация и т.д.) (п.п. 52-55 Локальной сметы). Стоимость по Локальной смете - 18 520,08 рублей. Текущий расчет затрат составляет 315 000 рублей.
Таким образом, стоимость затрат на производство дополнительных работ, не указанных в Локальной смете, связанных со слоем асфальтно-битумной смеси с утеплителем - 547 014,80 рублей.
Также представитель Участника отметил, что это не единственные несоответствия Локальной сметы фактическому состоянию Объекта. Так, в отсутствие проекта кровли, нет четкого представления о конструктиве кровельного пирога, его несущих конструкциях, а как следствие, отсутствует и техническое решение о выборе способа крепления утеплителя к поверхности, на которую необходимо уложить и зафиксировать утеплитель (согласно смете - это Пеноплэкс-35). Визуальный осмотр указывает на то, что слой несущих конструкций крыши составляет порядка 50 мм армированного бетона на радиальных и скатных элементах кровли, что оставляет риск сквозного пробоя этой конструкции при попытке механическим способом произвести крепление утеплителя. Также из-за отсутствия проектной документации существует вероятность смещения точки росы в новом кровельном пироге от запланированной при строительстве сооружения. Не последней проблемой является и то, что в Локальной смете (что было единственным документом, опубликованным Заказчиком при проведении закупки) указаны работы на плоской (то есть с углом 10 градусов и меньше) кровле, в то время как в действительности - лишь часть плоских элементов, порядка 2/3 (240 м2 из 347 м2) метража выполнена с закруглениями радиусом около 1,5 - 2 метров, имеет острые и высокие уклоны отдельных ее элементов, что ставит очередную проблему крепления плоских материалов на закругленную поверхность. Устройство бетонной стяжки на таких поверхностях, обшитых Пеноплекс-35 и при наличии уклонов выполнить без дополнительных технических решений также будет невозможно ввиду текучести материала, раствор станет элементарно стекать ввиду высоких и скатных уклонов элементов ремонтируемой крыши. Пункт 8 Локальной сметы: Плиты теплоизоляционные из экструзионного вспененного полистирола ПЕНОПЛЭКС-35. Стоимость работ по Локальной смете - 258 573,66 рублей. Текущий расчет затрат составляет 347 545 рублей. Повышение фактических затрат - 88 971,34 рублей. Пункт 9 Локальной сметы: Устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной 15 мм. Фактически: устройство стяжки около 50 мм (возможно и больше) по сетке на наклонных поверхностях. Стоимость по Локальной смете - 154 760,14 рублей. Текущий расчет затрат составляет 415 000 рублей. Повышение фактических затрат - 260 239,86 рублей. Таким образом, дополнительные затраты на производство Работ, не указанных в Локальной смете в общей сложности, составляют 896 226 рублей.
Представитель Участника пояснил, что начать Работы (соответственно предоставить график Работ) не представлялось возможным из-за обнаружения указанных несоответствий. Имеющееся у ООО "РСК "Восток" оборудование не подходит для Работы в текущих условиях. Для начала Работ требуется увеличение штата персонала, техническое переоснащение, увеличение расходной части по обслуживанию оборудования, увеличение объёма материалов и прочее. Таким образом, учитывая, что текущий расчет дополнительных затрат показывает необходимость в увеличении цены Контракта более чем на 10 %, невозможно заключить дополнительное соглашение об изменении цены Контракта и объема работ.
Руководствуясь изложенным, ООО "РСК "Восток" предлагало Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон, как один из вариантов решения проблемы. Вторым предложением было заключение дополнительного соглашения об увеличении цены Контракта на 10 % с изменением состава и объёмов Работ, то есть, по сути, произвести ремонт кровли с использованием иных технических решений.
По словам представителя Участника, ООО "РСК "Восток" было готово к активным переговорам по сложившейся ситуации, в том числе, исполнить Контракт с минимальной для организации прибылью или по себестоимости. Однако никаких договорённостей с Заказчиком по данному вопросу достигнуто не было. В связи с невозможностью выполнения Работ, предусмотренных вышеуказанными пунктами Локальной сметы, ООО "РСК "Восток" инициировало переговорный процесс по поводу внесений изменений в Локальную смету, по вопросу повышения стоимости Работ путем заключения дополнительного соглашения и при невозможности этого, предложило расторгнуть Контракт по соглашению сторон. По данному вопросу ООО "РСК "Восток" участвовало в переговорах с Заказчиком (в т.ч. в рабочем совещании 19.09.2023), однако каких-либо договоренностей достигнуто не было в виду категорического отказа Заказчика. ООО "РСК "Восток" имеет штат работников для производства Работ по Контракту (предусмотренных Локальной сметой), обладает всем необходимым оборудованием. Кроме того, ООО "РСК "Восток" предоставило указанное в Контракте обеспечение исполнения Контракта.
Вместе с тем согласно п. 3.2 Контракта окончание выполнения Работ - не позднее 20.08.2024 с даты подписания Акта передачи объекта для выполнения работ. Данный срок выполнения Работ позволял ООО "РСК "Восток" окончить их в срок даже в случае возможных продолжительных переговоров с Заказчиком.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РСК "Восток" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "РСК "Восток" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РСК "Восток" (ИНН: 7814792196), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2023 г. N РНП-78-1449/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023