Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ИП Харитонова Андрея Аркадьевича (далее - Участник, ИП Харитонов А.А.): присутствовал лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 27297-ЭП/23 от 25.10.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на техническое обслуживание и ремонт комплексной системы обеспечения безопасности в 2023 году (извещение N 0172200003722000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт комплексной системы обеспечения безопасности в 2023 году (извещение N 0172200003722000011) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 523 148,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Харитонов А.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Харитоновым А.А. заключен государственный контракт N 4 от 30.12.2022 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.10.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Харитоновым А.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту комплексной системы обеспечения безопасности (далее - Услуги) в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 (п.п. 4.1, 4.2 Контракта).
В соответствии с п. 2.4.1 Контракта Участник обязан оказать Услуги, обеспечив их надлежащее качество и объем, в сроки, установленные Контрактом.
По состоянию на 13.10.2023 Участником должным образом не исполнялись обязательства по техническому обслуживанию (далее - ТО) следующих систем: оборудования систем СКУД (далее - СКУД), системы охранного видеонаблюдения (далее - СВН), автоматической системы пожаротушения (далее - АПТ).
1. Требования к ТО СКУД определены п. 2 Перечня, являющегося приложением к Контракту (далее - Перечень).
В обслуживаемом периоде Участник в полном объеме не оказывал Услуги, предусмотренные пп. 1, 5, 6, 8, 12, 14 п. 2 Перечня.
2. Требования к ТО СВН определены п. 3 Перечня.
В обслуживаемом периоде Участник в полном объеме не оказывал Услуги, предусмотренные пп. 1, 3, 4, 5, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 19 п. 3 Перечня.
3. Требования к ТО АПТ определены п. 5 Перечня.
В обслуживаемом периоде Участник не оказывал все Услуги, предусмотренные п. 5 Перечня.
Также по состоянию на 13.10.2023 Участником не исполнены требования от 21.08.2023 N 01-11-863/23-0-0 и от 20.09.2023 N 01-15-1006/23-0-0-0, в которых Заказчик требовал незамедлительно приступить к исполнению обязательств по Контракту и указывал на конкретные нарушения Участником своих обязательств по Контракту.
Также Участником были проигнорированы письма Заказчика от 13.09.2023 N 01-15-973/23-0-0 и от 14.09.2023 N 01-11-5100/23-0-1, указывающие на факты недобросовестного оказания Услуг и негативные последствия таких действий для Заказчика.
Вследствие недобросовестных и неправомерных действий (бездействия) Участника должным образом не обеспечивается сохранность имущества не только Заказчика, но и имущества иных исполнительных органов государственной власти (далее - ИОГВ), находящихся в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3. Более того, не осуществляется контроль общественного порядка и антитеррористической защищенности объектов ИОГВ, находящихся во внутренних дворах N 1 и N 2 по указанному адресу.
20.09.2023 в 12:00 у первого заместителя начальника Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Косенко С.М., состоялось расширенное совещание по вопросу исполнения Контракта, на котором присутствовал лично ИП Харитонов А.А. По итогам совещания ИП Харитонов А.А. проинформировал Заказчика о намерениях устранить все замечания, указанные Заказчиком. Однако, в дальнейшем Участник перестал отвечать на все телефонные звонки сотрудников Заказчика и не предпринял каких-либо мер, позволяющих обеспечить работоспособность комплексной системы обеспечения безопасности (далее - КСОБ).
В результате недобросовестных действий Участника регулярно происходят срабатывания пожарной сигнализации и системы оповещения, не работают камеры, выходят из строя части оборудования КСОБ. Участник продолжает игнорировать заявки Заказчика, не устраняет неисправности, возникшие при эксплуатации систем КСОБ. Связаться с ИП Харитоновым А.А. не представилось возможным. Более того, Участник самовольно полностью приостановил исполнение своих обязательств по Контракту.
В адрес Заказчика 11.10.2023 было направлено информационное письмо о невозможности оказания Услуг с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон. В обоснование данного предложения Участник сослался на сложности, возникающие при исполнении Контракта, в том числе: в вопросе анализа программного обеспечения системы антивирусной программой; невозможность обновления установленных версий программного обеспечения СКУД и СВН до текущих версий; отсутствие необходимости заходить в помещение серверной специалисту ИП Харитонова А.А. для технического обслуживания, а также иные обстоятельства, согласно бездоказательной позиции ИП Харитонова А.А., препятствующие надлежащему исполнению с его стороны условий Контракта.
Однако требования и технические характеристики Услуг, обязательство по оказанию которых осознанно и добровольно взял на себя ИП Харитонов А.А., определены в Перечне. Исполнение Услуг в полном объеме по техническому обслуживанию СКУД, СВН, АПТ без посещения специалистом ИП Харитонова А.А. серверной технически невозможно. Удаленный доступ к программному обеспечению и консоли администратора СКУД и СВН с автоматизированного рабочего места, находящегося на посту охраны (помещение 3-н) также невозможен. Кроме того, доступ к ПАК СКУД и СВН осуществляется только для авторизованных пользователей, учетные данные для авторизации ИП Харитонову А.А. не передавались.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
С учетом изложенного согласно позиции Заказчика законных оснований для расторжения Контракта по соглашению сторон не имеется. Указанные в информационном письме обстоятельства не являются обстоятельствами непреодолимой силы в смысле, придаваемом данной категории п. 3 ст. 401 ГК РФ, и не относятся к обстоятельствам, которые не могли бы быть предотвращены или не могут быть устранены при добросовестном исполнении Участником взятых на себя в соответствии с Контрактом обязательств.
Принимая во внимание изложенное, в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта Заказчик на основании п. 8.3.3 Контракта и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.10.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Харитоновым А.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.10.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС ИП Харитонов А.А. пояснил, что в период с 01.01.2023 по 01.09.2023 им производилось обслуживание и ремонт КСОБ в помещениях Заказчика. Однако Заказчиком не были оплачены Услуги по обслуживанию систем видеонаблюдения, системы контроля и управления доступом, системы пожаротушения в период с января по август месяц без объяснения причин. При оказании Услуг по обслуживанию КСОБ и ремонтно-восстановительных работах с специалистом ИП Харитонова А.А. присутствовал ответственный за КСОБ сотрудник Заказчика Авраменко Андрей Васильевич, либо лицо его замещающее, однако в июне 2023 года выяснилось, что приемку оказанных Услуг должен осуществлять другой сотрудник учреждения Бутников Константин Сергеевич, который отказывал неоднократно в приемке документов в бумажном варианте по различным причинам. Отказ в приемке оказанных Услуг по обслуживанию и ремонту СВН, СКУД и АПТ Бутников К.С. мотивировал только в начале июня месяца 2023 года, тем, что у него нет подтверждения того, что специалист ИП Харитонова А.А. заходил в серверную, так как ему не поступали заявки на допуск специалиста в помещение серверной. При этом сотрудник приезжал для обслуживания КСОБ в учреждение Заказчика согласно утвержденного Заказчиком графика, а так же по вызову ответственного за КСОБ Авраменко А.В., лица его замещающего, либо дежурного сотрудника охраны, при аварийных ситуациях в соответствии с требованиями настоящего Контракта, в перечне отчетных документов приложение N 7 и формы отчетных документов приложение N 8, а так же в текстовой части Контракта и иных приложениях упоминания о необходимости заранее подавать заявку на допуск специалиста в помещение серверной не было. Таким образом, исходя из специфики установленного на объекте оборудования КСОБ, являющейся полностью автоматизированным и унифицированным, при проведении планового ТО и проверки состояния работоспособности и технического состояния оборудования, специалисту ИП Харитонова А.А. заходить в помещение серверной не обязательно. Доступ в помещение серверной специалисту необходим в случае аварийной ситуации, либо для непосредственной замены комплектующих вышедших из строя. Не обоснованные и ничем не мотивированные требования и претензии Булгакова К.С. стали обстоятельствами непреодолимой силы для проведения обслуживания на объекте. При этом все претензии Бутникова К.С. по срокам и качеству проведения обслуживания КСОБ, а также отсутствия у него информации о состоянии систем и наличия ранее установленных ПО и обновлений, не знание способов проверки и методов обслуживания установленных на объекте систем, говорит о его полной некомпентнции в вопросах КСОБ. Кроме того, Бутников К.С. ни разу не присутствовал при проведении мероприятий по обслуживанию КСОБ, за исключением одного случая в июне месяце (восстановление системы СКУД в исходное состояние после проведения тестирования системы КСОБ).
С 01.09.2023 ИП Харитонов А.А. приостановил обслуживание КСОБ в учреждении Заказчика до погашения им задолженности по оплате оказанных Услуг за январь - июль 2023 года, оплаты оказанных Услуг за август 2023 года, а так же устранения с его стороны причин и условий препятствующих качественному обслуживанию КСОБ на объекте, а так же организации порядка приема отчетных документов и оказанных Услуг сроком до 10.09.2023, о чем Заказчик был уведомлен заранее. Также Заказчику было предложено создать согласительную комиссию по устранению возникших разногласий. Однако Заказчик вместо попытки разрешения споров направил претензию с требованием оплаты штрафных санкции за не оказание Услуг по обслуживанию систем, в которой он ссылался на то, что часть оборудования, а именно программно- аппаратный комплекс СКУД и СВН, а так же система автоматизированного пожаротушения находятся в серверной, куда доступ специалисту был предоставлен только два раза, за весь период обслуживания: 11.07.2023 для корректировки статусов контроллеров СКУД и 20.07.2023 для замены 2-х АКБ в пульте управления системой пожаротушения. В таком случае, если специалистом не проводилось обслуживание систем, каким образом он смог установить, что контроллеры СКУД нуждаются в программной корректировке и АКБ в пульте системы пожаротушения нуждаются в замене - Заказчик пояснить не смог. Согласно претензии Заказчика, специалист не мог знать о возникших неисправностях. Ремонт видеокамеры не производился, в связи с тем, что Заказчиком не производилась оплата за обслуживание и ремонт СВН с 01.01.2023, однако в течении обслуживания ранее оказывались услуги по мытью плафонов всех видеокамер, произведен ремонт и восстановление работоспособности АРМ дежурного, производился ремонт и возобновление работоспособности видеокамер, ранее выходивших из строя.
12.09.2023 в адрес Заказчика было направлено письмо с уведомлением о том, что Заказчиком задолженности по оплате не погашены, возобновить обслуживание КСОБ вверенном Заказчику учреждении ИП Харитонов А.А. не может, так как Заказчиком не были выполнены условия для возобновления обслуживания, в связи с этим Заказчик был уведомлен что, ИП Харитонов А.А. будет вынужден расторгнуть настоящий Контракт в одностороннем порядке с 01.10.2023 без возобновления обслуживания в связи с невыполнением Заказчиком условий Контракта, с последующем направлением искового заявления в суд, с целью истребования оплаты, за оказанные Услуги в судебном порядке. Так же Заказчику было предложено добровольно погасить задолженности с его стороны до 01.10.2023. ИП Харитонов А.А. был готов заключить с Заказчиком дополнительное соглашение к Контракту на возобновление обслуживания, в котором будут учтены вопросы урегулирующие возникшие разногласия.
В сентябре месяце была произведена встреча с представителями Заказчика в целях устранить возникшие разногласия и обсудить условия возобновления обслуживания КСОБ. Однако в ходе переговоров к единому мнению прийти не удалось, все встречные претензии со стороны Заказчика, озвученные в ходе переговоров, имели лишь формальный характер, не дающий право на отказ в оплате оказанных Услуг.
Не смотря на приостановление обслуживания КСОБ, ИП Харитонов А.А. все же не смотря на отсутствие конструктивных договоренностей, произвел частичное обслуживание систем КСОБ и провел ежемесячное тестирование прохождения сигналов в ГКУ ГМЦ, с целью показать предрасположенность к ведению конструктивных переговоров, в надежде на то, что претензии все же будут приняты и удовлетворены.
Так же Заказчику было предложено согласно п. 8.3.1 Контракта, в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450 ГК РФ, расторгнуть настоящий контракт по соглашению сторон, с добровольным возмещением Заказчиком расходов понесенных Участником в ходе оказания Услуг, по обслуживанию КСОБ, но так же было указано, что в случае отказа Участник будет вынужден расторгнуть контракт в одностороннем порядке с передачей рассмотрения вопросов претензионного характера в судебной инстанции. Однако Заказчик, не пытаясь найти способы решения возникших разногласий и решить вопрос, не дожидаясь сроков установленных ИП Харитоновым А.А. на ответ, решил в одностороннем порядке расторгнуть контракт со своей стороны, с целью совершить подлог фактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Харитонова А.А. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Харитонова А.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Харитонова Андрея Аркадьевича (ИНН: 780711331401), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 октября 2023 г. N РНП-78-1502/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023