Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Ленсвет" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27308-ЭП/23 от 25.10.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проектирование устройства архитектурной подсветки: Литейный пр., д. 39 (Дом Пашкова И.В. (Дом Департамента уделов)) (извещение номер 0372500005323000152) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 09.10.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372500005323000152. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 778 674,08 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании пп. н) п. 1 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено следующее требование:
"установлено требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (информация, подтверждающая соответствие участника закупки установленному требованию, содержится в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки)".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено данное требование, т.к. объект закупки не включает работы по выполнению, подготовке проектной документации, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Процедура организации закупки проводилась в соответствии и с соблюдением норм и положений Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Объектом закупки является "проектирование устройства архитектурной подсветки: Литейный пр., д.39 (Дом Пашкова И.В. (Дом Департамента уделов))".
Согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с ГрК РФ) применительно к объектам капитального строительства и их частям.
В соответствии с ч. 4 ст. 48, ст. 55.8 ГрК РФ, работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Перечень работ по проектированию, которые требуют допуска СРО, установлен в Приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Согласно пунктам 5.3-5.5 раздела II Перечня, утвержденного Приказом N 624 работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения, требуют допуска СРО.
В пункте 1.3. описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе указан код обоснования закупки по классификатору товаров, работ и услуг (КТРУ) 71.12.13.000-00000004 - Разработка проектной документации на выполнение работ по строительству наружных электрических сетей.
По общепринятой классификации сети электроснабжения делятся на наружные и внутренние.
Внутренние сети электроснабжения прокладываются внутри зданий и обеспечивают подачу электроэнергии внутри помещений.
Наружные сети электроснабжения - это комплекс сооружений, который располагается вне зданий и прокладывается с целью обеспечить поставку электрической энергии от сети общего пользования (пункта питания) на нужный объект.
Объем выполняемых работ по закупке установлен в задании на проектирование (Приложение N 1 к Описанию объекта закупки) и техническими условиями (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки).
Согласно п. 2 технических условий при проектировании необходимо выполнить электроснабжение устройств архитектурной подсветки питающим электрическим кабелем (линейно-кабельным сооружением) из пункта питания Литейный пр. д. 48 в земле и СИПом (самонесущим изолированным проводом) к объекту по адресу Литейный пр., д. 39, общая длина питающего кабеля 395 метров.
Объектом проектирования является не только устройство архитектурной подсветки, но и кабельные линии, подводящие электроэнергию к объекту и распределяющие её на объекте.
Довод Заявителя о том, что "проектирование устройства архитектурной подсветки: Литейный пр., д. 39 (Дом Пашкова И.В. (Дом Департамента уделов)) не относится к объектам капитального строительства" не обоснован и не соответствует действительности.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГРК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Линейные объекты - один из видов сооружений, согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ они относятся к объектам капитального строительства: "линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения".
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. Сооружения являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 ГК РФ). При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).
Все признаки объекта капитального строительства в данном случае присутствуют:
1. Кабельная линия проложена в земле.
2. В условиях города кабельная линия проложена под асфальтированными улицами и тротуарами. Ее перемещение без разрушения этих асфальтовых покрытий и обустройства новых траншей для ее прокладки, а, следовательно, и разработки нового проекта невозможно. Что говорит о несоразмерном ущербе.
В соответствии с условиями п. 5.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга" к работам по благоустройству относятся работы при вскрытии грунта глубиной до 0,4 метра.
В соответствии с пунктом 2.3.84 "Правил устройства электроустановок. Издание шесть" (с изм. утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 N242) - глубина заложения кабельных линий от планировочной отметки должна быть не менее: линий до 20 кВ - 0,7 м; 35 кВ - 1 м; при пересечении улиц и площадей независимо от напряжения - 1 м.
Учитывая повышенные требования безопасности, предъявляемые к прокладке электрических кабельных линий, нарушение которых, в дальнейшем, при строительстве объекта, может привести к нанесению вреда жизни и здоровью жителей города, с учетом особенностей объекта, проектирования питающих линий и кабельных сетей архитектурная подсветка данного объекта не может относиться к благоустройству, а является линейным объектом, работы по проектированию которого требуют допуска СРО.
Заказчик, руководствуясь положениями ГрК РФ, с учетом Приказа N 624, законно и обоснованно установил в извещении об осуществлении закупки требование о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Сообщаем, что Заявитель не подавал заявку на участие в рассматриваемой закупке, не является участником закупки.
Обращаем внимание на то, что Заявитель не представил доказательств невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе, проводимом Заказчиком, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушили его права и законные интересы.
Исходя из анализа содержания извещения и пояснений Заказчика, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 октября 2023 г. N 44-4465/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023