Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по делам записи актов гражданского состояния (далее - Заказчик):;
ООО "Матрица" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 27309-ЭП/23 от 25.10.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку ковров и ковровых дорожек в структурные подразделения Комитета по делам записи актов гражданского состояния (извещение N 0172200000323000033) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 21.09.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000323000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 901 839,99 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось:
- в неисполнении предписания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС;
- в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
05.10.2023 Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в рамках дела N 44-4047/23, согласно которому предписывалось следующее:
"1. Заказчику - Комитет по делам записи актов гражданского состояния, аукционной комиссии устранить нарушения ч. 3 ст. 7 и п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200000323000033;
- внести изменения в извещение об аукционе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200000323000033 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0172200000323000033 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.11.2023.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Уполномоченному органу, Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе".
Комиссия УФАС установила, что на момент рассмотрения жалобы Заказчик, его комиссия отменили протоколы в соответствии первым пунктом предписания, внесли изменения в извещение о конкурсе, продлили срок окончания подачи заявок
Комиссия УФАС, изучив Извещение, приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом исполнено Предписание.
2. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, в электронном документе "Приложение_1_Описание.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Так, вышеуказанный документ содержит следующие положения:
"В течение 7 (семи) дней с даты заключения контракта Поставщик обязан представить на согласование Заказчику образцы поставляемых изделий (минимум 3 образца материала в указанной цветовой гамме).".
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Заказчиком в ЕИС 23.10.2023 опубликовано Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 23.10.2023 NРИ1, следующего содержания:
"В ответ на запрос от 20.10.2023 N RTS_reg 100835217 по закупке 0172200000323000033 на поставку ковров и ковровых дорожек для структурных подразделений Комитета по делам записи актов гражданского состояния сообщаем.
Содержание запроса: 1. В соответствии с Описанием объекта закупки (Техническое задание) в течение семи дней поставщик должен представить на согласование Заказчику образцы поставляемых изделий (минимум 3 образца материала в указанной цветовой гамме), какой порядок повторного согласования, как подписывается согласование образцов, какие характеристики предъявляются к образцам.
2. Какой документ поставщик должен приложить для подтверждения класса пожарной безопасности не ниже КМ2 в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
3. Проект контракта содержит право заказчика отказаться от принятия товара, поставка которого просрочена по вине поставщика, вместе с тем у заказчика есть право начислить пени за просрочку, какой должен быть срок просрочки, при котором Заказчик имеет право не принимать Товар.
Ответ: 1. Образцы изделий могут быть представлены как в виде частей готовых ковровых изделий, так и целые ковровые изделия не обязательно с точно такими рисунками, которые содержаться в эскизах заказчика, но обязательно той же цветовой гаммы и из тех ниток, из которых будет изготовлен поставляемый товар. Если образцы не обработаны оверлоком, то образцы оверлока необходимо представить отдельно.
В контракте отсутствует условие, что поставка осуществляется только после утверждения Заказчиком образцов, из опыта предыдущих поставок, как правило, поставщики оставляют небольшие образцы ковровых изделий ответственному лицу заказчика, либо образцы ниток до момента поставки и монтажа товара на объектах во избежание ошибок и разногласий.
2. В целях подтверждения класса пожарной опасности товара поставщик с поставляемым товаром должен предоставить сертификат соответствия на него.
3. Отказ заказчика от принятия товара, поставка которого просрочена по вине поставщика, по сути является односторонним отказом от исполнения контракта. Порядок, сроки принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, порядок вступления такого решения в силу регламентируются пунктами 11.8 - 11.13 проекта контракта и частями 12.1,13,14,14.1, 14.2 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 7.9 проекта контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства (при условии, что товар фактически поставлен)."
Согласно п.5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
В силу п.1 ст. 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Изучив материалы дела Комиссия УФАС приходи к выводу, что из описания объекта закупки и проекта контракта невозможно идентифицировать срок и порядок согласования Заказником образцов поставляемых изделий исполнителем.
Отсутствие явных характеристик могут влиять на поставку товара, в котором заинтересован Заказчик и могут привести к негативным последствиям для заказчика и участника на стадии исполнения контракта, к возникновению спорных ситуаций после проведенного закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Матрица" обоснованной частично.
2. Признать в Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7 и п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч.2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 октября 2023 г. N 44-4473/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023