Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствии представителя,
от уполномоченного органа - Мурзина А.Н.,
от заявителя - Гасаналиева А.Ш.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания Авилон"
на действия заказчика - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001074 "Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Расширение и реконструкция очистных сооружений канализации с доочисткой в г. Минеральные Воды"" для обеспечения нужд филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный".
Заявитель обжалует действия заказчика в части осуществления закупки.
Представитель уполномоченного органа и заказчика пояснил, что все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее:
10.08.2023 г. уполномоченным органом согласно порядка взаимодействия с заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001074 "Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Расширение и реконструкция очистных сооружений канализации с доочисткой в г. Минеральные Воды"" для обеспечения нужд филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный".
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
По мнению заявителя жалобы закупка размещена с нарушениями, а именно:
Приложением N 5 к Извещению о закупке размещен проект контракта, существенные условия которого в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок не могут быть изменены сторонами в будущем.
К таким существенным условиям относятся, в том числе требования, касающиеся сроков выполнения работ. Соответствующие сроки предусмотрены Графиком выполнения проектных и изыскательских работ по объекту (далее - График), который представлен в Приложение N 2 к вышеупомянутому проекту Контракт.
Все работы по контракту подлежат выполнению в срок не позднее 20.12.2023 г. Однако применительно к отдельным видам работ, предусмотренным к выполнению по контракту, данные сроки не могут быть соблюдены в силу их несоответствия требованиям действующего законодательства.
Так, например, Графиком предусмотрена разработка проекта санитарно-защитной зоны (ССЗ). Готовый проект СЗЗ проходит установленный порядок экспертной оценки, которая проводится в государственных органах:
- Центре гигиены и эпидемиологии (срок прохождения до 30-ти дней);
- в Роспотребнадзоре (срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с п. 14 Административного регламента, утв. Приказом N 747 от 05.11.2020 г. составляет до 15 рабочих дней со дня приема и регистрации в территориальном органе Роспотребнадзора заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги).
Разработка проекта санитарно-защитной зоны невозможна без разработки разделов проектной документации охрана окружающей среды (ООС) и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии N 999 от 01.12.2020 г. Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду (далее - Требования), утверждены обязательные требования к материалам проектной документации, составляющим раздел ОВОС.
Так, в частности, п. 4.5 Требований установлена необходимость формирования предварительных материалов ОВОС, по которым в соответствии с пунктами 4.6. и 4.7. Требований в органы государственной власти и(или) местного самоуправления направляется соответствующие уведомления и проводятся общественные обсуждения.
П. 7.9.2 Требований установлена необходимость не позднее чем за 3 календарных дня до начала планируемого общественного обсуждения разместить материалы, относящиеся к объекту общественных обсуждений на:
- муниципальном уровне (сайт органа местного самоуправления)
-на региональном уровне (сайт территориального органа Росприроднадзора и на официальном сайте органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны окружающей среды)
- на федеральном уровне - на официальном сайте Росприроднадзора
- на официальном сайте заказчика
Подпунктом б пункта 7.9.4 Требований установлены требования к длительности проведения общественных обсуждений, а именно - не менее 30-ти календарных дней (без учета дней проведения общественных слушаний)
П. 7.9.5.5 установлен 10-ти дневный срок, в течение которого в Журналы учета замечаний и предложений общественности вносятся все полученные замечания, предложения и комментарии общественности.
Как видно из вышеизложенного, только на общественные слушания по разделу ОВОС уйдет 43 дня.
Дата подведения итогов закупки: 25.10.2023
Срок заключения контракта, не может быть ранее 10-ти дней с даты размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, т.е контракт будет заключен не ранее чем 06.11.2023 г.
Таким образом, с даты заключения контракта (06.11.2023 г.) до даты завершения работ согласно Графику (20.12.2023 г.) у потенциального победителя остается 45 дней.
Учитывая, что только процесс общественных слушаний по разделу ООС и ОВОС в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии N 999 от 01.12.2020 г. требует минимум 43-х дней, установленные Заказчиком сроки являются заведомо неисполнимыми, поскольку разработанная проектно-сметная документация в дальнейшем подлежит еще и прохождению экологической экспертизы, а также экспертизы проектно-сметной документации и (или) результатов инженерных изысканий, сроки которых устанавливаются административными регламентами соответствующих учреждений.
Доводы заявителя обоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Авилон" на действия заказчика - ГУП СК "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004723001074 "Выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Расширение и реконструкция очистных сооружений канализации с доочисткой в г. Минеральные Воды"" для обеспечения нужд филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения требований ст. 42, 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Б. Ш. Карпель
Члены комиссии
П. В. Попова
Исп.Карпель Б.Ш.
тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 октября 2023 г. N 026/06/106-2253/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023