Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Мурзиной А.Н., Хорошиловой К.Р.,
от заинтересованного лица - Гаврилова В.И,, Никеева В.И.,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из МКУ "Управление капитального строительства" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "БлагоСтройГрад" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300035322000005 "Выполнение работ по благоустройству курортной зоны города-курорта Пятигорска. I этап".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "БлагоСтройГрад" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
30.03.2022 г. между ООО "БлагоСтройГрад" (далее - Подрядчик) и МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) заключен муниципальный контракт N 0121300035322000005 на выполнение работ по благоустройству курортной зоны города-курорта Пятигорска. I этап (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 439 050 000 рублей, без НДС.
Согласно п. 2.5 Источник финансирования контракта из следующих средств - бюджет Ставропольского края и бюджет города-курорта Пятигорск:
в 2022 году - 159 574 468,08 (Сто пятьдесят девять миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 08 коп;
в 2023 году - 159 574 468,08 (Сто пятьдесят девять миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи четыреста шестьдесят восемь) рублей 08 коп;
в 2024 году - 119 901 063,84 (Сто девятнадцать миллионов девятьсот одна тысяча шестьдесят три) рублей 84 коп.
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству курортной зоны города-курорта Пятигорска, I этап, (далее - объект), а также осуществить поставку товаров, поставляемых в рамках закупаемых Заказчиком работ (далее - Товар), а Заказчик принять и оплатить выполненные работы и поставленный товар, в порядке и на условиях, определенных контрактом (далее - Работы), в соответствии со Сметной документацией (Приложение N1 к Контракту) и Спецификацией товара (Приложение N2 к Контракту) и Календарным графиком работ (Приложение N3 к Контракту) являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки, установленные в Контракте.
Пунктом 1.3 Контракта установлено место выполнения работ: город- курорт Пятигорск: ул. Братьев Бернарадацци, ул. Гоголя, ул. Соборная, ул. Буачидзе, ул. Анисимова, ул. Карла Маркса, проспект Кирова до проспекта Дзержинского, ул. Красноармейская, сквер "Деды", сквер А.С. Пушкина.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Согласно п. 14.1 Контракт вступает в силу в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе и действует по 31 декабря 2024 г., в части взаиморасчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, а в части гарантийных обязательств - до истечения срока таковых, согласно раздела 8 настоящего Контракта.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Исходя из материалов дела, а так же условий Контракта Подрядчик обязался выполнить по благоустройству курортной зоны города-курорта Пятигорска, I этап, а также осуществить поставку товаров, поставляемых в рамках закупаемых Заказчиком работ, а Заказчик - принять и оплатить выполненные работы и поставленный товар, в порядке и на условиях, определенных контрактом, в соответствии со Сметной документацией (Приложение N1 к Контракту) и Спецификацией товара (Приложение N2 к Контракту) и Календарным графиком работ (Приложение N3 к Контракту) являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки, установленные в Контракте.
Вместе с тем, 10.05.2022 г. и 30.09.2022 г. в адрес Заказчика Подрядчиком направлены обращения N 10.5.2, и N 03/10-N5 соответственно, о рассмотрении возможности внесения изменений в условия контракта и выплате аванса в размере 30% на приобретение строительного материала и оборудования в связи экономической ситуацией, на основании положений Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505, от 29.03.2022 N 505.
В целях своевременного исполнения сроков, предусмотренных Контрактом, Заказчиком положительно рассмотрены обращения Подрядчика о выплате аванса. 08.12.2022 г. Сторонами подписано Дополнительное соглашение N 6 о внесении изменений в условия Контракта, предусмотрен аванс в объеме 97 810 670,40 руб., что составляет 22,28 % от суммы контракта, а так же, внесены изменения в условия Календарного графика работ, которым определены сроки и виды выполняемых работ, а именно:
N п/п |
Этап |
Наименование объекта работ |
Срок выполнения работ по этапам |
2022 г | |||
1 |
1 |
благоустройство и наружное освещение ул. Гоголя |
с момента заключения контракта по 25 августа 2022 г. |
благоустройство и наружное освещение ул. Соборная | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Красноармейская | |||
благоустройство и наружное освещение сквера "Деды" | |||
благоустройство и наружное освещение пр. Кирова | |||
2 |
2 |
благоустройство и наружное освещение ул. Гоголя |
С 26 августа 2022 г по 30 сентября 2022 г |
благоустройство и наружное освещение ул. Соборная | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Красноармейская | |||
благоустройство и наружное освещение сквера "Деды" | |||
благоустройство и наружное освещение пр. Кирова | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Соборная | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Красноармейская | |||
благоустройство и наружное освещение сквера "Деды" | |||
3 |
3 |
благоустройство и наружное освещение ул. Гоголя |
С 01 октября 2022 г по 30 ноября 2024 г |
благоустройство и наружное освещение ул. Соборная | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Красноармейская | |||
благоустройство и наружное освещение сквера "Деды" | |||
благоустройство и наружное освещение пр. Кирова | |||
2023 г | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Гоголя | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Соборная | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Красноармейская | |||
благоустройство и наружное освещение сквера "Деды" | |||
благоустройство и наружное освещение пр. Кирова | |||
благоустройство сквера им. А.С. Пушкина | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Буачидзе | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Анисимова | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Братьев Бернардацци | |||
благоустройство и наружное освещение ул. Карла Маркса | |||
2024 г | |||
благоустройство и наружное освещение пр. Кирова |
По словам представителей Заказчика, в ходе исполнения контракта Заказчиком выявлена техническая ошибка в объемах и видах работ, в связи с чем, в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства" направлена измененная документация, заключение на которую от 22.05.2023 года N2271-ДП4-22 получено Заказчиком 02.06.2023 года. Локально-сметные расчеты, получившие положительное заключение государственной экспертизы направлены Заказчиком Подрядчику 27.06.2023 года письмом N 1113. Порядок применения и использования в работе направленной документации разъяснен в письмах, направленных Подрядчику от 31.07.2023 N 1328, от 15.08.2023 N 6400/02.
В адрес Подрядчика Заказчиком 07.09.2023 N 1595 направлено обращение о явке представителя Подрядчика на место производства работ для совместного обследования и составления акта. Приглашение Подрядчиком оставлено без рассмотрения, представитель в назначенное время и место не явился. Заказчиком в отсутствие представителя Подрядчика составлен акт обследования хода производства работ от 08.09.2023 г., согласно которому строительно-монтажные работы на объекте не ведутся.
Заказчиком в адрес Подрядчика неоднократно направлялись уведомления о нарушении сроков и этапов выполнения работ, об отсутствии на объекте строительной техники, инженерного и технического состава, уведомления с требованиями ликвидировать отставание от графика исполнения работ, приступить к работам незамедлительно, предоставить исполнительную документацию по выполненным работам, предупреждение о том, что в случае невыполнения требований, Заказчик будет вынужден инициировать процедуру одностороннего отказа от исполнения контракта (письма: от 31.07.2023 N 1332, от 21.08.2023 N 1476, от 28.08.2023 N 1513).
В соответствии с п. 11.3 Контракта, настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что ООО "БлагоСтройГрад" не исполнило условия Контракта надлежащим образом, Заказчик 13.10.2023 г. принял решение о расторжении Контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
На основании изложенного 23.10.2023 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно информации, размещенной в реестре контрактов в ЕИС первые два этапа исполнены в полном объеме без замечаний, третий этап находится в процессе исполнения, окончание этапа 30 ноября 2024 г.
На обозрение Комиссии были представлены фотоматериалы, подтверждающие, что работы по контракту Подрядчиком ведутся, критических отставаний от графика работ не имеется, так как срок выполнения работ истекает более, чем через год - 30.11.2024.
Комиссией установлено, что Подрядчик приступил к выполнению работ в установленный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 405 Гражданского кодекса РФ должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 405 Гражданского кодекса РФ если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
В данном случае, возникновение права на односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика, наступало в случае не выполнения работ в срок к 30.11.2024 года.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1.3 контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы.
Иных оговорок по срокам, и порядку расторжения контракта, положения заключенного контракта не содержат.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "БлагоСтройГрад", поскольку решение заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта принято (30.10.2023 г.) за год и месяц до даты окончания срока выполнения работ (30.11.2024 г.).
Спор между ООО "БлагоСтройГрад" и МКУ "Управление капитального строительства"может быть разрешен в судебном порядке о чем указывает пункт 11.3 заключенного контракта.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия на рассмотрении дела:
В данном случае, не наступили обстоятельства позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении подрядчиком существенных условий контракта, а именно, нарушение конечного срока выполнения работ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Сведения в отношении ООО "БлагоСтройГрад" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 октября 2023 г. N 026/10/104-2338/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.11.2023