Резолютивная часть оглашена
01.11.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ СО "ЧЦГБ" Чапаевск) о включении сведений об ООО "КАЛИНКА" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка изделий медицинского назначения для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница" (извещение N 0142200001323000531, начальная (максимальная) цена контракта - 278 195,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
14.02.2023 г. ГБУЗ СО "ЧЦГБ" Чапаевск и ООО "КАЛИНКА" заключили контракт N 0142200001323000531 на поставку изделий медицинского назначения для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница" на основании результатов электронного аукциона (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.02.2023 NИЭА1) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта предметом настоящего контракта является: Поставка изделий медицинского назначения для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Чапаевская центральная городская больница", (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 1.2. Контракта номенклатура Товара и его количество и характеристики Товара определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с п. 3.1.1. Контракта Поставщик обязан поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии с п. 3.4.1. Контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 3.4.9. Контракта Заказчик вправе в случае неисполнения Поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, взыскать сумму таких требований, из суммы, подлежащей оплате Поставщику.
В соответствии с п. 5.1 указанного контракта поставка товара должна быть осуществлена в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
В соответствии с п. 9.1. Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 9.3. Контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 9.4. Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
В соответствии с п. 9.8. Контракта в случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с п. 9.9. Контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Заявка на Халат процедурный однораз. исп-я н/с р. 54-56 - 550 уп., Халат процедурный однораз. исп.-я н/с р. 56-60 - 400 уп. направлена в адрес Общества 01.08.2023 г. (исх. N 1160.1). Срок исполнения заявки истек 15.08.2023 г.
На 16.08.2023 г. поставка Товара согласно заявки от 01.08.2023 г. (исх. N 1160.1) не была произведена.
25.08.2023 г. ГБУЗ СО "ЧЦГБ" Чапаевск была направлена претензия исх. N 1288 на почтовый адрес ООО "КАЛИНКА": 127051, Москва г, Каретный Б. пер, дом 8, строение 1 и на e-mail: kalinkahal@yandex.ru
За просрочку поставки Халатов процедурных однораз. исп-я н/с р. 54-56 - 550 уп., Халатов процедурных однораз. исп.-я н/с р. 56-60 - 400 уп. по заявке исх. N N 1160.1 от 01.08.2023 г. по состоянию на 15 сентября 2023 г. были начислены пени в общей сумме 1024,59 руб. согласно расчета пени от 15.09.2023 г. по контракту N0142200001323000531 от 14 февраля 2023 года.
15.09.2023 г. ГБУЗ СО "ЧЦГБ" Чапаевск было направлено требование исх. N 1398 и расчет пени от 15.09.2023 г. на почтовый адрес ООО "КАЛИНКА": 127051, Москва г, Каретный Б. пер, дом 8, строение 1 и на e-mail: kalinkahal@yandex.ru
До настоящего момента Поставщик не исполнил свои обязательства по поставке Товара по Контракту N0142200001323000531 от 14 февраля 2023 года по заявке исх. N 1160.1 от 01.08.2023 г.
Товар в сроки, установленные Контрактом поставлен не был, а также уведомлений о времени доставки Товара в место доставки в ГБУЗ СО "ЧЦГБ" не поступало.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 10.4. Контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно п. 10.6. Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и (или) поставляемому Товару.
Согласно п. 13.1. Контракта любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в виде письма, направленного по электронному адресу, указанному в контракте по адресу другой Стороны.
Адресом электронной почты Поставщика для получения извещений является: kalinkahal@yandex.ru
Согласно п. 13.2. Контракта в случае изменения наименования, адреса места нахождения или банковских реквизитов Стороны, она письменно извещает об этом другую Сторону в течение десяти рабочих дней с даты такого изменения.
Согласно п. 14.2. Контракта во всем, что не предусмотрено Контрактом, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 14.2. Контракта обязательства по Контракту считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами документов о приемке Товара.
Одновременно ст. 523 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 523 ГК РФ и частями 8, 9 пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, а так же п.п. 10.3. и 10.4. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N0142200001323000531 от 14 февраля 2023 года в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 11.10.2023, вступило в силу 24.10.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения товар, являющиеся предметом контракта, Обществом не поставлен в адрес Заказчика.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "КАЛИНКА" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно поставки изделий медицинского назначения. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "КАЛИНКА" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Документы, подтверждающие наличие направленных на исполнение обязательств по контракту действий со стороны Поставщика, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, Комиссия Самарского УФАС России усматривает в действиях ООО "КАЛИНКА" признаки недобросовестности.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований Закона влечет нарушение интересов Заказчика.
Также следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 16 записей в отношении ООО "КАЛИНКА".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "КАЛИНКА" (ИНН 7702378300, КПП: 770701001, ОГРН: 1157746198125, юридический адрес: 127051, ГОРОД МОСКВА, БОЛЬШОЙ КАРЕТНЫЙ ПЕРЕУЛОК, ДОМ 8, СТРОЕНИЕ 1; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Кловская Майя Борисовна (ИНН 771574978214) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "КАЛИНКА", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 ноября 2023 г. N РНП-63-263
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023