Резолютивная часть оглашена
31.10.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "ХЕКА" на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту закупки "Поставка медицинских изделий: анализатор скрытой крови в кале иммунохимический ИВД, автоматический" (извещение N 0142200001323022787, начальная (максимальная) цена контракта - 8 358 000,00 руб.),
в присутствии представителей: от Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя с надлежаще оформленными доверенностями,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно доводам жалобы:
1. Информация об обеспечении исполнения контракта допускает неоднозначные толкования и вводит участников в заблуждение.
2. Заказчиком сформирован код КТРУ без использования функционала ЕИС.
3. Заказчиком неверно выбран код НКМИ.
4. Заказчиком установлены дополнительные характеристики к закупаемому товару, отсутствующие в КТРУ, в отсутствие надлежащего обоснования.
5. Исходя из описания объекта закупки "рабочая станция с установленным программным обеспечением" потенциальным участникам закупки неясно, что именно понимается под рабочей станцией и какое программное обеспечение должно быть установлено.
6. Заказчиком установлено указание на конкретные товары комплектующих, в виде закрытого перечня, что не позволяет предложить к поставке иные виды компьютерного оборудования.
7. В инструкции отсутствует информация о заполнении характеристики, показатель которой сопровождается символами - """, "*". В составе извещения файл "рекомендуемая форма заявки, инструкция по заполнению заявок" указана форма для участников электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. На основании части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Извещение о закупке, размещенное в ЕИС, содержит указание:
"Обеспечение исполнения контракта | |
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Размер обеспечения исполнения контракта |
0.50% |
Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению |
В соответствии с требованиями извещения |
Платежные реквизиты |
"Номер расчётного счёта"00000000000000000000 "Номер лицевого счёта"См. прилагаемые документы "БИК"000000000 "Наименование кредитной организации" Информация отсутствует "Номер корреспондентского счета" Информация отсутствует". |
Извещение о закупке (п.38 информационной карты) содержит информацию об обеспечении исполнения контракта - 41 790,00 (0,50%). В п.38 Информационной карты "Размер обеспечения исполнения контракта" содержится сноска: "В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере определенного в настоящем пункте процента от цены, по которой заключается контракт".
Кроме того, указанная информация содержится в п.10.1 проекта контракта.
Информация о размере обеспечения исполнения контракта содержится с учетом всех положений Закона о контрактной системе. Довод признается необоснованным.
2. Согласно части 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
При этом извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N60).
В письме Министерства финансов Российской Федерации N24-03-09/90944 от 255.09.2023 года указано: Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
На основании изложенного при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
Довод заявителя признается необоснованным.
3. Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование к характеристике "Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 120960".
Реестр медицинских изделий на сайте Росздравнадзора содержит два анализатора с указанным кодом НКМИ - РУ NРЗН 2021/15614 от 29.10.2021 г. и РУ NФСЗ 2011/11018 от 16.11.2011 г. Указанные в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" характеристики по указанным выше анализаторам не соответствуют потребностям Заказчика.
Согласно письменным пояснения Заказчика при размещении извещения допущена техническая ошибка в части указания НКМИ 120960.
Указание противоречивой информации при описании объекта закупки влечет к возможным ошибкам при формировании заявки на участие в закупочной процедуре. Особенности закупки в форме проведения запроса котировок не позволяют потенциальным участникам подать запрос на разъяснение положений извещения, в рамках которого возможно прояснить возникающие вопросы.
Довод признается обоснованным, в действиях Заказчика устанавливается нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом, в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в извещении об осуществлении закупки. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с данным Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Как верно указали суды, отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки, поскольку объектом закупки является поставка товара, а не его производство (т.е. Общество не было лишено возможности закупить и поставить заказчику необходимый ему товар) (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 мая 2022 г. N Ф07-3513/22 по делу N А21-6250/2021). Довод признан необоснованным.
5. В целях недопущения ограничения конкуренции при проведении рассматриваемой закупочной процедуры Заказчиком не установлено конкретн6ое программное обеспечение для закупаемых анализаторов. Производители анализаторов сами определяет какое ПО будет работать с его оборудованием.
В письменных пояснениях Заказчик указывает, что для целей достижения закупки важно именно наличие ПО в рабочей станции вне зависимости от его производителя.
"Рабочая станция с установленным ПО" и "комплект компьютерного оборудования необходимый и достаточный для работы анализатора" должны входить в состав РУ анализатора. Они не подлежат отдельной регистрации, поскольку зарегистрированы в составе анализаторов, например: РУ РЗН 2019/9014 от 17.06.2022.
Довод признается необоснованным.
6 Заказчиком определен минимальный перечень необходимого оборудования в составе компьютера. Данное обстоятельство не препятствует потенциальному Поставщику поставить и иное оборудование, которое компанией-производителем анализаторов предусмотрено для его бесперебойной работы.
Довод признается необоснованным.
7. К доводу Заявителя, о неправомерном использовании в техническом задании при описании объекта закупки символов - """, "*", Комиссия Самарского УФАС России относится критически, так как указанные символы являются общепринятыми и понятными для применения.
Указание в составе извещения в файле "рекомендуемая форма заявки, инструкция по заполнению заявок" формы для участников электронного аукциона по мнению Комиссии Самарского УФАС России носит технический характер.
Вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Довод признается необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ХЕКА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 ноября 2023 г. N 504-8869-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023