Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 6" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Воробьеве А.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку интерактивного логопедического комплекса (РАС) (изв. N 1056500006623000132),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 23.10.2023 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.10.2023 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500006623000132 Заказчиком проводилась закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о закупках на поставку интерактивного логопедического комплекса (РАС). Начальная (максимальная) цена контракта - 171 666, 67 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 13.10.2023 NИЗТ1 победителем закупки признан ИП Воробьев А.В. (далее -Предприниматель), с предложением о цене контракта -170 000, 00 руб. Снижение относительно НМЦК составило 1 %.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
В соответствии с ч.12 ст.93 Закона о закупках в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки. Годовой объем закупок, осуществляемых в таком порядке, не должен превышать сто миллионов рублей.
Согласно п.7 ч.12 ст.93 Закона о закупках заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о закупках по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу ч. 6 ст. 50 Закона о закупках заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о закупках, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о закупках проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о закупках (за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о закупках, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В силу п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом о закупках, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст. 51 Закона о закупках) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о закупках определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
Согласно положениям извещения о проведении закупки N 1056500006623000132 обеспечение исполнения контракта не требуется.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о закупках в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о закупках, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о закупках) и ч. 5 ст. 51 Закона о закупках:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о закупках:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о закупках протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о закупках, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о закупках, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссией установлено, что 13.10.2023 Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о закупках регламентированным сроком для подписания контракта является - 16.10.2023 г.
Вместе с тем, в регламентированный законом срок проект контракта участником подписан не был.
18.10.2023 г. информация об уклонении ИП Воробьева А.В. была направлена в Пермское УФАС России посредством функционала ЕИС.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания комиссии ИП Воробьев А.В., а также его представитель пояснили, что подписание договора планировалось на 16.10.23г. во второй половине дня поскольку утром была осуществлена поставка по государственным контрактам N 281-2023 от 30.08.2023 (реестровый номер контракта 2590300407623000294), N 280-2023 от 30.08.2023 (реестровый номер контракта 2590300407623000293), контракту N 279-2023 от 30.08.2023 (реестровый номер контракта 2590300407623000295) для ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница N 2 имени Федора Христофоровича Граля". Однако, в связи с тем, что велись ремонтные работы компьютерного оборудования (в материалы обращения приложен соответствующий договор N103 от 16.10.23г. на оказание услуг по ремонту компьютерной техники, заказ-наряд на выполнение работ N103 от 16.10.23г, информационное письмо от ООО ИМЦ "Инфотэк", исх.Nб/н от 18.10.2023 г., платежное поручение N250 по счету N149 от 17.10.23г.) у Предпринимателя отсутствовала возможность направить протокол разногласий, относительно того, что в контракте неправильно была указана сумма контракта (270 000,00 руб вместо 170 000,00 руб), или подписать проект контракта в регламентированный срок. В связи с чем, 17.10.2023 и 18.10.2023 Предпринимателем в адрес Заказчика были направлены письма с просьбой оказать содействие с целью заключения контракта (в материалы обращения приложены соответствующие письма). А также, 18.10.2023 г. в адрес УФАС по Пермскому краю Предпринимателем было направлено заявление с просьбой согласовать заключение контракта.
Предприниматель также указал, что товар по незаключенному контракту был закуплен в полном объеме, о чем в материалы обращения приложены договор поставки N25-16/10-23 от 16.10.2023 г., счет на оплату N 183 от 16 октября 2023 г. и соответствующее к нему платежное поручение N247 от 16.10.2023 г.
Необходимо отметить, что 24.10.23г. в адрес Пермского УФАС Предпринимателем была направлена информация о том, что 24.10.23г. ИП Воробьевым А.В. был подписан проект контракта, направленный ему ГБУЗ ПК "Городская детская клиническая поликлиника N 6", по результатам повторно объявленной закупки.
Комиссия отмечает, что при принятии решения о включении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не ограничивается формальной констатацией, а в рамках выполнения возложенной на него функции выясняет все обстоятельства, определяет вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия полагает, что в действиях ИП Воробьева А.В. отсутствовало недобросовестное поведение или злонамеренное уклонение от заключения контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выразившееся, например, в намеренном уклонении от заключения контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного уклонения от заключения контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Предпринимателя в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений ИП Воробьева А.В., с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что ИП Воробьевым А.В. не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения о Предпринимателе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Воробьеве А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 октября 2023 г. N РНП-59-350
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023