Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Ортопедия" (далее - Заявитель) на действия ОСФР по Пермскому краю (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в 2023 году по изготовлению протеза стопы (в индивидуальной комплектации) (изв. N 0256100000123000369),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 26.10.2023 г. в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 30.10.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0256100000123000367, Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по изготовлению в 2023 году по изготовлению протеза стопы (в индивидуальной комплектации).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурсе в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.10.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 193 306,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.10.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены избыточные требования.
В частности, в соответствии с положениями пп. 5.1.19 и п. 5 "Права и обязанности" проекта Контракта, лицо, исполняющее условия по данному контракту, обязано оказывать услуги в соответствии с положениями ГОСТа Р 59542-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитационные мероприятия. Услуги по обучению пользованию протезом нижней конечности" (далее - ГОСТ 59542-2021).
Вместе с этим, действие указанного ГОСТа распространяется на оказание услуг по обучению пользованию протезом нижней конечности, предоставляемые протезно-ортопедическими предприятиями, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями со специализированными центрами первичного, сложного и атипичного протезирования, в то время как положения Контракта предполагают лишь изготовление протезов.
Таким образом, по мнению Заявителя, требования, введенные в Контракт и ссылающиеся на положения ГОСТ 59542-2021, являются излишними.
2. Также Заявитель сообщает, что согласно п. 2.1 Контракта, предметом Контракта является выполнение работ по изготовлению для получателей протезно-ортопедических изделий, предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту), выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.
Вместе с тем, в извещении указан код позиции ОКПД2 32.50.22.121 (протезы внешние).
Заявитель обращает внимание на то, что исходя из вышеуказанного, неясно собирается ли Заказчик закупать товар или принимать работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий.
3. ООО "Ортопедия" также акцентирует внимание на том, что выполнение предполагаемых Контрактом работ обязывает Исполнителя данных работ выполнять их в соответствии с ГОСТом Р 59542-2021 ввиду прямого указания на такой ГОСТ в положениях Контракта.
Однако, ГОСТ Р 59542-2021 требует наличие специальной лицензии на работу врача ЛФК, требование которой Контрактом Заказчик не устанавливает. При наличии запрета на привлечение соисполнителя, исполнитель обязан иметь 2-е лицензии, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
4. Заявитель считает, что не решен вопрос что именно является результатом работ по данному Контракту.
Так, согласно условиям Контракта, гарантийный срок выполненных работ на изготовленные протезы нижних конечностей составляет 12 месяцев со дня выдачи готового изделия получателю. Гарантийный срок начинается с момента передачи протеза Получателю. Тогда как предприятию - изготовителю вменяется в обязанность проведение реабилитационных мер в полном объеме.
Заказчик руководствуется ГОСТом Р 59542-2021, данный ГОСТ регламентирует услуги по реабилитации пациента в том числе после получения протезного изделия, который предусматривает согласно п. 5.2 курс обучения в соответствии с составленным планом занятий, который должен включать, в том числе, выработку двигательного навыка, который представляет собой динамический стереотип движения, выработанный вследствие тренировки движений, компоненты которого в значительной степени автоматизированы, что возможно только в течении определенного длительного времени, тогда как контрактом предусмотрен 30-ти дневный срок для изготовления и выдачи протезного изделия.
5. Также Заявитель сообщает, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по изготовлению в 2023 году по изготовлению протеза стопы (в индивидуальной комплектации) (Приложение N 2 закупочной документации) составлено не в соответствии с предполагаемым объектом закупки.
6. ООО "Ортопедия" обращает внимание на то, что согласно п. 5.1.2. Контракта, место выполнения работ: Российская Федерация. Снятие мерок, примерка и выдача протезов нижних конечностей должны осуществляться в специализированном помещении на территории г. Перми, либо по месту жительства Получателя (по согласованию с Получателем).
В соответствии с п. 5.1.18 Контракта исполнитель обязан осуществлять обучение пользованию протезом Получателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59542-2021.
Согласно п. 4.7 ГОСТа Р 59542-2021 организация-исполнитель должна иметь:
- наличие мастерских, примерочных и помещений для обучения пользованию изделием;
- наличия в организации специального оборудования, применяемого в процессе обучения пациентов пользованию протезом нижней конечности;
- укомплектованности организации специалистами соответствующей квалификации (врач по лечебной физкультуре) для оказания услуги по обучению пациентов пользованию протезом нижней конечности.
По мнению Заявителя, соблюдение Исполнителем вышеуказанных норм ГОСТа Р 59542-2021 исключает возможность выдачи изделия по месту жительства получателя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, о чем подробно изложил в предоставленных письменных пояснениях.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о закупках электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0256100000123000366, объектом закупки является выполнение работ по изготовлению в 2024 году протезов нижних конечностей для купания.
1. Пунктом 5.1.2.1 "ГОСТа Р 53874-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг" (далее - ГОСТ 53874-2017) определен состав услуг по протезированию и порядок их предоставления. Услуги по протезированию, исключая глазное протезирование, предоставляют в следующем порядке:
- обследование инвалида, оценка его приспособляемости к новым условиям жизни, анализ его индивидуальной программы реабилитации.
Обследованию инвалида должен предшествовать опрос. В ходе опроса выясняют причину и давность ампутации или операции другого вида, течение послеоперационного процесса, осложнения. При повторном протезировании уточняют оценку протеза инвалидом, длительность пребывания в протезе, возможность жизнедеятельности без посторонней помощи, в какой мере протез компенсирует утраченные функции, удовлетворяет ли он инвалида по функциональным и эстетическим свойствам, а также пожелания инвалида. Необходимым условием при обследовании является выяснение общего состояния инвалида:
- составление акта медико-технической комиссии;
- предоставление инвалиду информации о конструкции протеза, его функциональных возможностях и т.д.;
- оформление карты протезирования, бланка заказа протеза;
- оперативная и консервативная подготовка к протезированию;
- снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, примерка и подгонка;
- изготовление модели усеченного сегмента (позитива);
- изготовление индивидуальной приемной гильзы или иного средства соединения усеченного сегмента с протезом;
- примерка приемной гильзы (промежуточной или постоянной);
- подбор функциональных модулей и других частей протеза, обеспечивающих заданные характеристики, свойства протеза;
- сборка протеза;
- примерка, установка и подгонка креплений протеза, пробная носка;
- обучение инвалида пользованию протезом и выдача протеза.
Таким образом, указанный пункт ГОСТ 53874-2017 устанавливает, что заключительным этапом протезирования является обучение инвалида пользованию протезом и выдача протеза.
Также Комиссия отмечает, что п. 5.2.1 ГОСТа Р 53870-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитационные мероприятия. Услуги по протезированию нижних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставления услуг" предусмотрен следующий состав услуг по протезированию:
- осмотр пациента и анализ ИПРА/Заключения, выбор конструкции протеза с составлением заключения медико-технической комиссии;
- предоставление пациенту информации о конструкции протеза, его функциональных возможностях и ограничениях, а также о планируемом реабилитационном эффекте;
- проведение лечения общей и сопутствующей патологии организма, комплекса реабилитационных мероприятий для подготовки к протезированию (при необходимости, в зависимости от вида протезирования);
- оформление карты протезирования, заказа;
- изготовление изделия для примерки;
- примерка приемной гильзы;
- предварительная сборка протеза;
- примерка, установка, подгонка узлов, креплений;
- окончательная сборка и отделка протеза;
- обучение пользованию протезом, уходу за изделием и культей (недоразвитой конечностью) и выдача готового изделия.
Комиссия также обращает внимание на то, что ГОСТ Р 59542-2021 детализирует содержание услуг по обучению пользованию протезом, уходу за изделием и культей (недоразвитой конечностью) и выдаче готового изделия, которые также предусмотрены положениями Контракта.
Таким образом, положения Контракта, ссылающиеся на ГОСТ Р 59542-2021 и в частности положения п. 5.1.18 Контракта, согласно которому Исполнитель обязан осуществлять обучение пользованию протезом Получателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59542-2021, были введены Заказчиком в связи с установлением данным ГОСТом порядка предоставления услуг по обучению протезом, их содержания, этапов оказания данной услуги, а также иных положений, детализирующих данную услугу.
На основании указанного Комиссия делает вывод о том, что данный довод жалобы является необоснованным, доказательств иного в адрес Комиссии не представлено.
2. Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках).
В силу ч.ч. 5 - 6 ст. 23 Закона о закупках, формирование и ведение в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания
в позиции).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) ОК 034-2014.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы, услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (п. 8 Правил использования КТРУ).
В соответствии с положениями Письма Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404 "О рассмотрении обращения", заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Таким образом, положения Закона о закупках позволяют заказчику самостоятельно определять код ОКПД2 приобретаемого объекта закупки, который максимально объективно описывает его.
Согласно материалам извещения, Заказчиком выбран следующий код позиции ОКПД 2: 32.50.22.121 (протезы внешние).
Комиссия обращает внимание на то, что определение кода объекта классификации осуществляется заказчиком самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики работы и использовании закупаемого товара в конкретных целях.
Необходимо отметить также, что в соответствии с положениями Письма Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404 "О рассмотрении обращения", заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Таким образом, положения Закона о закупках позволяют заказчику самостоятельно определять код ОКПД2 приобретаемого объекта закупки, который максимально объективно описывает его. Действия Заказчика в части установления кода ОКПД2 32.50.22.121 не противоречат Закону о закупках.
Кроме того, Заявитель не предложил иной код позиции ОКПД 2 приобретаемого объекта закупки, который по его мнению должен быть установлен в данном случае, не пояснил каким образом выбор заказчиком кода позиции ОКПД2 в данной закупке нарушает его права и каким образом выбор кода позиции ОКПД2 служит препятствием для участия ООО "Ортопедия" в торгах
Следовательно, доводы Заявителя, касающиеся неправомерности формирования Заказчиком объекта закупки признан необоснованным.
3. Комиссия обращает внимание на то, что отсутствие требования о наличии у участника действующей лицензии на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации не свидетельствует о ненадлежащем исполнении участником закупки обязательств по государственному контракту, заключаемому по результатам закупки.
Согласно пункту "Требование к выполнению работ" Приложения N 1 к государственному контракту "Описание объекта закупки", выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для купания для Получателей осуществляется Исполнителем лично, без привлечения соисполнителя.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что ни положения извещения, ни положения приложений к нему не содержат прямые запреты на привлечение соисполнителя к волнению сопутствующих работ/оказанию сопутствующих услуг, в том числе и услуг по обучению пользования протезом Получателей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59542-2021.
Таким образом, победитель данного открытого конкурса в электронной форме не лишен права в случае необходимости привлекать соисполнителей, имеющих требуемые в соответствии с законодательством лицензии на выполнение определенной работы или оказание определенной услуги.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о необоснованности данного довода, доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
4. Согласно п. 4.4 ГОСТ Р 59542-2021 услуги по обучению пользованию протезом нижней конечности должны осуществляться в соответствии с рекомендациями профильных специалистов в ходе оказания услуг по протезированию нижних конечностей.
Ввиду указанного, Комиссия обращает внимание на то, что ввиду особенностей процесса обучения пользованию протезом, Заказчик не установил определенного срока проведения данного обучения.
Вместе с тем, не указание срока проведения обучения ввиду указанной выше специфики данной услуги не должно влиять на сроки исполнения иных обязательств, указанных в Контракте и сроки гарантий на товары, производство и передача которых предусмотрены положениями Контракта.
В частности, в соответствии с абз. 3 п. 11.1 Контракта, Гарантийный срок выполненных работ на изготовленные протезы нижних конечностей для купания составляют 12 месяцев со дня выдачи готового изделия Получателю (инвалиду).
На основании указанного, Комиссия делает вывод о необоснованности данного довода, доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
5. Относительно довода Заявителя, касающегося обоснования Заказчиком начальной максимальной цены контракта, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о закупках органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона о закупках контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
6. Согласно п. 5.1.2. Место выполнения работ: Российская Федерация. Снятие мерок, примерка и выдача протезов нижних конечностей для купания должны осуществляться в специализированном помещении на территории г. Перми, либо по месту жительства Получателя (по согласованию с Получателем).
Комиссия обращает внимание на то, что в указанном выше пункте Контракта уточняется где будут проводиться работы только по снятию мерок, примерки и выдаче протезов нижних конечностей, то есть указан исчерпывающий перечень того, что будет возможным сделать по месту жительства Получателя при выборе инвалидом такого способа обеспечения.
Вместе с тем, данные положения не противоречат иным положениям Контракта, предусматривающими обязанности Исполнителя, исполнение которых невозможно по месту жительства лица, получающего требуемые протезы.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода.
В силу указанного, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не усматривается. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ортопедия" на действия ОСФР по Пермскому краю, при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в 2023 году по изготовлению протеза стопы (в индивидуальной комплектации) (изв. N 0256100000123000369) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 августа 2023 г. N 16013/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023