рассмотрев обращение Управления инфраструктуры администрации Лысьвенского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Дорожник 4" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Революции на участке от ул. Чапаева до ул. Чайникова в г. Лысьва Пермского края (изв.N 0856600007121000191),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600007121000191 Заказчиком проводился электронный аукцион автомобильной дороги по ул. Революции на участке от ул. Чапаева до ул. Чайникова в г. Лысьва Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 331 908,10 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 25.10.2023 N 10949/23) рассмотрение обращения было назначено на 26.10.2023 в 16:30 ч.
С целью принятия решения Комиссией был объявлен перерыв до 30.10.2023 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
26.07.2021 г. между Заказчиком и ООО "Дорожник 4" (далее - Подрядчик, Общество) был заключен контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. Коммунаров на участке от ул. Чапаева до ул. Металлистов в г. Лысьва Пермского края. Цена контракта - 28 190 248,56 руб.
В связи с невыполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 09.10.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из материалов обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что п. 1.3. Контракта предусмотрен срок выполнения: с момента подписания контракта и окончание работ: 30.05.2022 г. Заказчиком были частично приняты и оплачены работы на сумму 13 316 901,86 руб. (счет N 5 от 19.05.2022 г., N 29 от 20.12.2022 г.). Вместе с тем, условие, предусмотренное пунктом 1.3. Контракта, было нарушено Подрядчиком. В рамках исполнения муниципального контракта комиссией в ходе осмотра участка автомобильной дороги по ул. Революции на участке от ул. Чапаева до ул. Чайникова в г. Лысьва было зафиксировано отсутствие дорожно-строительной техники и рабочих, демонтаж бортовых камней не выполнен, отсутствие установки бортовых камней, устройство дорожного покрытия выполнено выравнивающим слоем из асфальтовой смеси, работа по ремонту тротуара не выполнена. Указанные нарушения были отражены в актах от 23.05.2022 г., от 30.05.2022 г., от 03.06.2022 г., от 19.05.2023 г., от 26.06.2023 г., от 21.08.2023 г. 25.11.2022 г. был составлен двухсторонний акт об остановке работ из-за погодных условий и срыва сроков выполнения работ Подрядчиком. Указанным Актом Подрядчику был установлен срок выполнения работ до 15.05.2023 г. Заказчиком неоднократно направлялись в адрес Подрядчика претензии о нарушении сроков выполнения работ, об устранении выявленных нарушений, о нарушении производства работ N 153 от 27.04.2023 г., N 260 от 09.06.2023 г. N 317 от 04.07.2023 г., N 341 от 12.07.2023 г. По состоянию на 20.10.2023 г. Заказчиком зафиксированы и отражены в акте следующие нарушения: наличие сколов у бортового камня, отсутствует разметка 1.8 на съездах в второстепенным дорогам, не выполнены работы по обустройству остановочных павильонов, асфальтобетонное покрытие имеет дефект виде ям и углублении, имеются отверстия после отбор проб асфальтобетонного покрытия, имеется трещины на асфальтобетонном покрытии. Указанные нарушения были выявлены ранее и отражены в актах от 19.05.2023 г., от 26.06.2023 г., от 21.08.2023 г. До настоящего времени обязательства, предусмотренные Контрактом, в полном объеме не выполнены, сроки выполнения нарушены.
Поскольку Подрядчиком на 09.10.2023 г. работы, предусмотренные Контрактом не выполнены, а нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 09.10.2023 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3591821489421000028 в разделе "Решение об одностороннем отказе"
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 09.10.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 95 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.10.2023 г. Информация об ООО "Дорожник 4" была направлена в адрес Пермского УФАС России 23.10.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что не согласен с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем направил в адрес Заказчика возражения, в которых просил отменить решение от 09.10.2023 года об одностороннем отказе от исполнения контрактаN 27/21-а от 26.07.2023 года как необоснованное. В качестве основания для одностороннего отказа заказчиком указано "нарушение сроков выполнения работ". При этом заказчик ссылается на соблюдение претензионного порядка урегулирования спора, а именно претензию N149-04-12вн-257 от 06.09.2023 г. Однако, в указанной претензии требованием заказчика является в течении 14 дней с даты получения претензии устранить недостатки, указанные в акте от 21.08.2023 года. Недостатки, указанные Заказчиком в претензии N149-04-12вн-257 от 06.09.2023 года носили устранимый характер и были исправлены Подрядчиком, о чем свидетельствует письма Подрядчика. В настоящее время все работы, предусмотренные контрактом, выполнены Подрядчиком. Протоколом лабораторных испытаний (18.07.23-19.07.23г.) N432-02Д4/2023 подтверждено качество асфальтобетона. При этом, работы приняты и оплачены лишь частично на сумму 13 316 901,86 рублей, о чем свидетельствует акты приемки выполненных работ N1 от 19.05.2022 г на сумму 2 819 024,86 рублей и N2 от 20.12.2022 г. на сумму 10 497 877 рублей и соответствующие Заключения от 19.05.2022 г. и 20.12.2022 г. Заказчик необоснованно уклоняется от приемки работ и их оплаты в размере 17 728 011,87 рублей. Замечания, указанные в письме Заказчика N594 от 24.10.2023 года носят устранимый характер, качество асфальтобетонных работ подтверждено независимой лабораторией, объект фактически используется по назначению.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Дорожник 4" не представлено.
Комиссия отмечает, что Заказчиком не отрицается факт выполнения Подрядчиком работ в на сумму 13 316 901,86 руб., о чем свидетельствует акт выполненных работ и документ, подтверждающий оплату выполненных работ. Вместе с тем, доказательств того, что работы по Контракту выполнены в полном объеме и в срок, предусмотренный условиями Контракта, Подрядчиком не представлены. Кроме того, в отношении Подрядчика были начислены неустойки N 560 и 586 на сумму 2 067 147,31 и 3 274 119,39 руб. соответственно. Указанные неустойки выставлены в связи с нарушением сроков выполнения работ и не оплачены Подрядчиком.
Также, согласно п. 3.1., 3.4 Контракта приемка выполненных работ (этапа выполненных работ) производится в течение 10 дня(ей) с даты предоставления Подрядчиком документа о приемке: акт о приемке выполненных работ формы N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 и акта приемки законченных работ (по форме А-1 "ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог"). По окончании срока для приемки выполненных работ, установленного в настоящем пункте, Заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ в течение 5 дней, или в случае обнаружения недостатков выполненных работ Заказчик направляет в адрес Подрядчика мотивированный отказ от приёмки работ с указанием вида недостатков и сроков их устранения. При проведении приемки работ и их результатов Заказчик проверяет результаты работ по Контракту, а также представленные Подрядчиком документы и материалы с точки зрения их соответствия условиям Контракта и Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком самостоятельно или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Следовательно, готовность приемки выполненных работ может быть осуществлена только с учетом передачи Заказчику указанных документов. Вместе с тем, в материалы обращения Подрядчиком такие документы не представлены, равно как и не представлено доказательств того, что в период с 09.10.2023 по 20.10.2023 такие документы направлялись в адрес Заказчика.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Дорожник 4" нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком не допущено нарушения условий исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Дорожник 4" (617570, Пермский край, с. Березовка, ул. Советская, д. 143, ИНН 5918840250, КПП 591801001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения об учредителях ООО "Дорожник 4" Старкове Анатолии Михайловиче (ИНН 593100505788) Старкове Сергее Анатольевиче (ИНН 593100717863), о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Дорожник 4", Старкове Анатолии Михайловиче (ИНН 593100505788) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Дорожник 4", об учредителях ООО "Дорожник 4" Старкове Анатолии Михайловиче, Старкове Сергее Анатольевиче, о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Дорожник 4", Старкове Анатолии Михайловиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Дорожник 4", об учредителях ООО "Дорожник 4" Старкове Анатолии Михайловиче, Старкове Сергее Анатольевиче, о лице, исполняющих функции единоличного исполнительного органа ООО "Дорожник 4", Старкове Анатолии Михайловиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 02.11.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 октября 2023 г. N РНП-59-359
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023