Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "НОВОЛЕК-ЛОГИСТИК" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356100029523000416),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 31.10.2023 г. до 17:00 ч. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029523000416 ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) проводился электронный аукцион на поставку медицинского оборудования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.10.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 13 916 666,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.10.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик при описании объекта закупки неправомерно не использовал один из кодов позиций КТРУ: КТРУ 26.60.11.113-00000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26.60.11.113-00000097, соответствующих объекту закупки.
2. Заявитель считает, что характеристикам, установленным в описании объекта закупки соответствует товар единственного производителя - АО "МТЛ" -Комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" по ТУ 9442-048-47245915-2015 (рег. удостоверение N РЗН 2016/4024 от 01.11.2022).
3. Заявитель считает, что Заказчиком некорректно указано лишь одно значение показателя, что противоречит сути понятия "диапазон", что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
4. Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно было сформировано описание объекта закупку, поскольку не было сформировано в структурированной форме.
1. В отношении довода жалобы о неправомерном неприменении одного из кодов позиций КТРУ: КТРУ 26.60.11.113-00000094, 26.60.11.113-00000095, 26.60.11.113-00000096, 26.60.11.113-00000097, Заказчик пояснил следующее.
Оборудование, соответствующее потребностям Заказчика, относится к коду ОКПД2 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические" и соответствует коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий 191220.
Заказчик указал, что позиция 26.60.11.113-00000098 - укрупненная (группировочная) позиция каталога представляет собой позицию каталога, объединяющую набор позиций каталога, относящихся к одной номенклатурной единице, регулирующая один предмет, но устанавливающая разные характеристики по нему. При формировании технического задания укрупненная позиция не используется.
В отношении позиции 26.60.11.113-00000096 (штатив на основе двух раздельных колонн с напольным креплением) и позиции 26.60.11.113-00000097 (подъемно-поворотный штатив), Заказчик пояснил, что по конструктивному исполнению штатива не относятся к закупаемому оборудованию, т.к. требуется аппарат, состоящий из Стола снимков для рентгенографии и Стойки для вертикальной рентгенографии.
Заказчик также указал, что позиция 26.60.11.113-00000094 не соответствует потребностям заказчика по типу крепления штатива (потолочное). Заказчику требуется напольное или напольно-потолочное крепление штатива, в связи с конструктивными особенностями здания, а также имеющимися элементами укрепления помещения, в которое планируется установить оборудование.
В письменных пояснениях Заказчик также указал, что позиция 26.60.11.113-00000095 по типу крепления штатива (напольное или напольно-потолочное) соответствует потребностям заказчика, однако, в ходе проведенного анализа, выявлено, что характеристики, установленные в данной позиции, не позволяют описать потребности заказчика в оборудовании с учетом собственных нужд лечебного учреждения, практики применения товара и приоритета жизни и здоровья пациентов и с позиции проведения необходимых исследований.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении закупки о проведении электронного аукциона необходимо поставить: рентгенодиагностический комплекс на 2 рабочих места (ОКПД2 - 26.60.11.113).
Заказчиком в извещении и приложении к нему не установил требования в соответствии с КТРУ.
Комиссия отмечает, что при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик руководствуется собственными потребностями.
В единой информационной системе имеется несколько кодов КТРУ, соответствующие коду вида медицинского изделия 191220:
- 26.60.11.113-00000094
- 26.60.11.113-00000095
- 26.60.11.113-00000096
- 26.60.11.113-00000097
- 26.60.11.113-00000098.
Объектом закупки является поставка рентгенодиагностического комплекса на 2 рабочих места для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени С.Г. Суханова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пермь).
В ходе рассмотрения жалобы, Заказчик указал на следующие уникальные функции требуемого к поставке аппарата рентгенографического:
- наличие лифта деки стола-снимков;
- приёмниками изображения стола снимков и стойки снимков должны быть цифровые плоскопанельные детекторы с размером пикселя не более 130 мкм, матрицей изображения не менее 3200х3200 пиксел. Такие детекторы позволяют получать высококачественные изображения исследуемых органов, в том числе и костной системы и органов дыхания. Чем размер пикселя меньше, тем разрешение больше, тем качественнее и диагностически ценнее изображение является результатом исследования.
- диафрагма стола снимков комплекса должна быть оснащена дополнительными сменными фильтрами. Наличие дополнительных фильтров позволяет использовать при исследовании различные комбинации фильтров, что снижает лучевую нагрузку на пациента.
- комплекс должен быть оснащен излучателем с рентгеновской трубкой с теплоемкостью излучателя 1000 кДж и теплоемкостью анода рентгеновской трубки 260 кДж, бОльшая теплоемкость излучателя повышает работоспособность и долговечность излучателя. Излучатель в таком оборудовании является весьма дорогостоящей запасной частью.
- АРМ лаборанта и АРМ врача комплекса должны иметь одинаковый интерфейс. Интерфейс - это то, как выглядит программа для человека, который ею будет пользоваться. К интерфейсу относятся: оформление внешнего вида приложения, открываемых окон, вкладок, меню и т.д. Здесь речь идёт и о дизайне, и о цветовых решениях, расположение функциональных кнопок, указателей, переключателей, с помощью которых программой можно будет управлять, используемый в программе язык или иные обозначения для подсказок пользователю, как с ней работать, как поставить задачу и как получить нужный конечный результат. Это позволяет облегчить работу врача в случае отсутствия лаборанта. В составе оборудования некоторых производителей поставляется АРМ врача стороннего производителя, соответственно интерфейсы рабочих мест разные, а также страна происхождения программного обеспечения не всегда Россия.
- реализация функции поддержки справочников СМП и МКБ-10. МКБ-10 облегчает персоналу ввод информации об обоснованном направлении на рентгенологическое исследование и статистический анализ таких направлений. Наличие стандартов медицинской помощи (СМП), позволяет производить быстрый поиск выполняемых работ по номенклатуре при введенном предварительном диагнозе по МКБ-10, что ускоряет работу врача.
Таким образом, позиции КТРУ: 26.60.11.113-00000094; 26.60.11.113-00000095; 26.60.11.113-00000096; 26.60.11.113-00000097; 26.60.11.113-00000098 по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствуют установленным Заказчиком требованиям к закупаемому товару.
Таким образом, в данном конкретном случае Заказчик при установлении требований к товару руководствовался ст. 33 Закона о закупках.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. С доводом жалобы о том, что характеристикам, установленным в описании объекта закупки соответствует товар единственного производителя - АО "МТЛ" -Комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" по ТУ 9442-048-47245915-2015 (рег. удостоверение N РЗН 2016/4024 от 01.11.2022), Заказчик также не согласен.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Заявитель полагает, что совокупности установленных характеристик соответствует товар единственного производителя - АО "МТЛ" -Комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" по ТУ 9442-048-47245915-2015 (рег. удостоверение N РЗН 2016/4024 от 01.11.2022), что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в отдельном файле - Описание объекта закупки.
Заказчик пояснил, что на рынке существует как минимум три производителя, товар которых, соответствует характеристикам, установленным в Описании объекта закупки: ЗАО "АЗРТ", ООО "Севкаврентген-Д", УП "АДАНИ".
Заказчик также в адрес Комиссии направил сравнительную таблицу товаров указанных производителей, которые, по мнению Заказчика, соответствуют требованиям спорных позиций.
В адрес Комиссии были направлены коммерческие предложения (ООО "С.П.ГЕЛПИК", ООО "АДАНИ РУС", АО "НПАО "АМИКО"), на основании которых Заказчик формировал НМЦК. Исходя из анализа представленных коммерческих предложений, Комиссией установлено, что требованиям Описания объекта закупки соответствуют комплекс рентгеновский диагноситический Ренекс-РЦ производителя ООО "С.П.ГЕЛПИК" (РУ N РЗН 2013/1262 от 20.11.2019 г.), аппарат рентгенодиагностический "УНИЭКСПЕРТ" в исполнении "УНИЭКСПЕРТ 2 плюс" производителя ООО "АДАНИ РУС" (РУ N ФСЗ 2012/13325 от 04.10.2019 г.), комплекс рентгеновский диагностический цифровой "МЕДИКС-РЦ-"АМИКО" производителя ЗАО "АЗРТ" (РУ N ФСР 2011/12218 от 03.11.2011 г.).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2023 NИЭОК1 на участие в закупке было подано две заявки, обе соответствуют извещению и приложению к нему.
Проанализировав заявки участников закупки, Комиссией установлено, что участники предлагают к поставке комплекс рентгеновский диагностический цифровой "МЕДИКС-РЦ-"АМИКО" производителя ЗАО "АЗРТ" по тУ 9442-002-40198845-2011 (РУ N ФСР 2011/12218 от 17.05.2023 г.).
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные Заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя. Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, на рынке производятся рентгенодиагностические комплексы на 2 рабочих места как минимум двумя производителями, которые отвечают требованиям Описания объекта закупки.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. С доводом жалобы о некорректном установлении диапазона значений показателей Заказчик также не согласен.
Условия извещения и приложения к нему должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Слово "диапазон" имеет несколько значений:
- это интервал между начальным и конечным значением - при указании числового значения диапазона указывается одна цифра;
- пределы (границы), в которых находится или может находиться, изменяться какая-либо величина, показатель - при это при указании диапазона указываются пределы - начальное и конечное значение диапазона. В пунктах Описания объекта закупки 1.4.12, 1.5.2, 1.5.4, 2.2.12, 3.3, 3.4, 3.5 речь идет именно о таком диапазоне - установлены пределы (границы) диапазона.
Применительно к пунктам п.1.2.1, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 1.2.8 Описания объекта закупки под диапазоном подразумевается интервал между начальным и конечным значением, который указывается одной цифрой.
Более того, такое требование к изложению характеристик установлены в ГОСТ Р 55772-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок".
Кроме того, Комиссия отмечает, что в инструкции по заполнению заявки указано следующее: разъяснение и применение понятий, используемых в показателях товара:
- "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;
- "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
- "От... до... " означает, что установлено минимальное значение (после слова "от") и максимальное значение (после слова "до") показателя, при этом крайние значения интервала включены;
- "В пределах", "в интервале" означает диапазон значений и включает крайние значения, подлежит указанию в диапазоне, что считается указанием конкретного показателя товара.
- "Свыше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Выше" означает большее значение, чем установлено значение и не включает крайнее минимальное значение;
- "Ниже" означает меньшее значение, где показатель имеет более низкое значение;
- "Превышает, превышать" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- "Не превышает, не превышать" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение;
- "Меньше" означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
- "Больше" означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.
4. Заказчик не отрицает, что описание объекта закупку не было сформировано в структурированной форме.
Вместе с тем, Заказчик в письменных пояснениях указал, что описание объекта закупки не было сформировано в структурированной форме ввиду размещения извещения только после вступления в силу нововведения, после обновления программного обеспечения ЕИС (14.10.2023 г.) и неясности порядка действий. Функционал ЕИС для формирования описания объекта закупки не позволяет внесение полной потребности Заказчика, при внесении большого количества информации о технических характеристиках страница перезагружается, отправляя к своей ранней версии, при этом не сохраняются результаты. Наличие ограниченного временного промежутка для осуществления закупки и получения ее результатов до конца финансового года.
Извещение, формируемое с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), должно содержать информацию, предусмотренную Правилами (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках).
Пунктом 7 Правил установлено, что при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
При этом извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования ЕИС (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60) (далее - Положение).
Следует отметить, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
- формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
- документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
На основании изложенного при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
- описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
- описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
Кроме того, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Аналогичная позиция содержится в Информационном письмн Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 "О размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок".
Комиссия отмечает, что Заказчик сформировал характеристики, требуемого к поставке товара без использования функционала ЕИС, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Поскольку оснований полагать, что указанное нарушение создало препятствие для возможности подачи заявки Заявителем, не имеется, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОВОЛЕК-ЛОГИСТИК" на действия ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (изв. N 0356100029523000416) обоснованной в части довода N 4 решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 октября 2023 г. N 16142/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023