Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, С.Д. Маёрова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Фогстрим" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГКУ "Центр информационных технологий Красноярского края" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по созданию ведомственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края" (далее - конкурс), извещение N0119200000123016164 на электронной торговой площадке АО "ЭТП ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
Существо жалобы: нарушение конкурсной комиссией требований Федерального Закона о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников закупки.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского
УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 27.10.2023 года в 15 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было в присутствии представителя заказчика и уполномоченного органа, личности и полномочия должным образом были подтверждены.
До начала рассмотрения жалобы по существу податель жалобы направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференции (далее - ВКС).
В назначенное время посредством ВКС подключился представитель подателя жалобы (личность установлена, полномочия подтверждены).
Из содержания жалобы следует, что податель жалобы не согласен с присвоенным баллом по его заявке, считает, что конкурсной комиссией неправомерно не были учтены договоры/контракты, представленные в качестве подтверждения опыта участника закупки.
Представители конкурсной комиссии с доводами жалобы не согласны, представили мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию ведомственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 утверждено положение о правилах оценки заявок (далее - Положение).
На основании подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из показателей оценки, в число которых входит показатель - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Как следует из подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 указанного Положения документом, предусмотренным приложением N1 к Положению устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Проанализировав порядок рассмотрения и оценки заявок, Комиссия установила, что к оценке опыта участника закупки принимаются договоры, предмет которых сопоставим с предметом закупки, а именно договоры, предусматривающие создание, развитие, сопровождение, модификация, модернизация информационных систем обеспечивающих деятельность органов власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий (процессов, методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способов осуществления таких процессов и методов) и технических средств.
При этом для информационных систем, обеспечивающих деятельность органов власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований РФ установлен ряд требований, не применяемых для иных информационных систем:
1) Согласно части 8 статьи 14 Закона N 149-ФЗ, технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании.
2) Согласно части 2.1 статьи 13 Закона N 149-ФЗ, технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории РФ. Операторы государственных информационных систем, муниципальных информационных систем, информационных систем юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не должны допускать при эксплуатации информационных систем использования размещенных за пределами территории РФ баз данных и технических средств, не входящих в состав таких информационных систем.
3) Согласно части 2.3 статьи 13 Закона N 149-ФЗ, осуществление взаимодействия в электронной форме должно быть обеспечено в соответствии с правилами и принципами, установленными национальными стандартами РФ в области криптографической защиты информации, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в РФ".
4) Согласно части 6 статьи 14 Закона N 149-ФЗ, создание, развитие, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации государственных информационных систем, дальнейшее хранение содержащейся в их базах данных информации осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 N 676, в том числе должны выполняться:
- требования о защите информации, содержащейся в системах, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий;
- требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в системе;
- требования о защите персональных данных. (пункт 1 (1) Постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676)
В целях выполнения требований о защите информации, при создании государственной информационной системы государственные органы, в том числе осуществляют:
- определение информации, подлежащей защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- классификацию системы в соответствии с требованиями о защите информации;
- определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
- определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации, содержащейся в системе (пункт 1 (2), 2 (1) Постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676).
Создание системы осуществляется с учетом модели угроз безопасности информации, а также уровней защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласованной с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 149-ФЗ, установленные данным Законом требования к государственным информационным системам, по общему правилу, распространяются на муниципальные информационные системы.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что участником закупки (подателем жалобы) в составе заявки были представлены 10 контрактов (договоров), 4 из которых комиссией закупки были приняты к оценке, остальные 6 контрактов (договоров) - не приняты.
Таким образом, установлено, что договоры / контракты N 1, 4, 5, 6 были не приняты к оценке, так как не соотвествовали установленным требованиям Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в части предмета договора/контракта, в связи с тем, что:
1) создаваемые/модернизируемые по этим договорам объекты по указанным договорам/ контрактам не обеспечивают деятельность органов власти РФ, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований РФ;
2) создаваемые/модернизируемые по этим договорам/контрактам объекты не являются информационными системами.
Кроме того, договор/контракт N3 не содержал информации о том, какую именно интернет-систему создал и модернизировал участник закупки (податель жалобы), в результате чего конкурсная комиссия не смогла оценить опыт участника согласно установленным требованиям.
Договор/контракт N9 не был принят к оценке конкурсной комиссией, поскольку к нему было приложено соглашение о расторожение указанного контракта, не содержащее информации об объемах и видах выполненных работ до его принятия.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России вместе с вышесказанным отмечает, что объект закупки имеет специфику, которая требует определеный опыт участников закупки.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что конкурсной комисией правомерно не были учтены договоры/контракты, представленные в качестве подтверждения опыта участника закупки.
При этом из части 6 статьи 106 Закона о контрактной системы следует, рассмотрение контрольным органом жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки) и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
Таким образом, Комиссия не правомочна давать оценку действиям конкурсной комиссии, связанным с результатом оценки заявок на участие в конкурсе по вышеуказанным критериям (связанным с присвоением конкретной итоговой оценки), при этом Комиссия не установила в действиях конкурсной комиссии и заказчика нарушений требований части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе, в том числе не установила, что конкурсная комиссия не приняла к оценке какой-либо документ, представленный в составе заявки подателя жалобы (в том числе договор, подтверждающий наличие опыта у подателя жалобы). Комиссия отмечает, что 0,00 баллов также является оценкой и не указывает на то, что конкурсной комиссией не был учтен контракт, предоставленный подателем жалобы в части подтверждения опыта.
Из части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе следует, что результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Ввиду изложенного Комиссия признает довод жалобы, касающийся неправомерного начисления баллов, как необоснованный.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ФОГСТРИМ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Маёрова
Исп.Маёрова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 27 октября 2023 г. N 024/06/106-2999/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023