Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителей
Заказчика - Верховового К.В., Сергиенко О.В.;
Общества - в отсутствие представителей;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-728/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КуйбышевГидроПроект",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Областного автономного учреждения "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (ИНН 6501211081) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КуйбышевГидроПроект" (ИНН 6324027451), в том числе в отношении генерального директора Сиркиса Игоря Олеговича (ИНН 632313755792 ), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов по объекту: Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства объекта: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены" (Нижняя площадка г. Большевик. Учебный склон) (извещение N 0161200000221000016) (далее - конкурс).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 23.11.2021 между сторонами заключен государственный контракт, в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства объекта: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены" (Нижняя площадка г. Большевик. Учебный склон). Однако работы по контракту не исполнены. В этой связи, учитывая, что заказчик не удовлетворен выполненной работой, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствующая информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 24.10.2023 N ЕО/3807/23 рассмотрение представленной информации назначено на 26.10.2023 в 12 часов 30 минут. Для получения дополнительной информации и документов рассмотрение дела перенесено на 30.10.2023 в 10 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
10.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
23.11.2021 между сторонами заключен государственный контракт N 255-21 в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства объекта: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены" (Нижняя площадка г. Большевик. Учебный склон) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2) и Сводной сметой (Приложение N 3).
Технические, экономические и другие требования к проектной и рабочей документации должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов Российской Федерации, Техническому заданию, а также иным специальным требованиям, которые могут быть приложены к Контракту. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в Техническом задании и других исходных данных, переданных для выполнения работ по Контракту, и вправе отступить от них только с согласия Заказчика.
В рамках настоящего контракта Подрядчик обязуется выполнить следующие работы по объекту:
- разработка проектной и рабочей документации;
- сопровождение Заказчика при прохождении государственной экспертизы проектной документации;
- сбор исходный данных для проектирования;
- согласование проектной документации с надзорными и иными заинтересованными организациями;
- иные работы, которые необходимы для достижения качественного результата или которые предусмотрены для данного вида работ действующими нормативно-техническими актами, но прямо не упомянуты в Контракте.
Проектная и рабочая документация признается результатом работ по настоящему контракту при наличии положительного заключения государственной экспертизы, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - государственная экспертиза). В случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения в ходе проведения государственной экспертизы конечный результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Подрядчика.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 5 959 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается.
В цену Контракта, в соответствии со Сводной сметой (Приложение N 3), включена стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту, в том числе: стоимость получения всех необходимых для проектирования исходных данных, разработка проектной документации, сопровождение Заказчика при прохождении государственной экспертизы проекта и согласование со всеми заинтересованными организациями, разработку рабочей документации, стоимость перехода исключительных прав на результаты работ по Контракту, а также все обязательные платежи, предусмотренные действующим Законодательством, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы.
Авансирование работ по настоящему Контракту не предусматривается.
Оплата по Контракту за выполненные работы производится по предоставлению проектной и рабочей документации в полном объеме на основании Акта сдачи-приемки выполненных работ, подписанного Сторонами и по представлению Подрядчиком счета и счета-фактуры (при наличии), в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, путем безналичного перечисления средств на расчетный счет Подрядчика.
Подрядчик предоставляет Акт сдачи-приемки выполненных работ после получения Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, разработки рабочей документации.
Подрядчик обязуется выполнить работы по Контракту в следующий срок:
Общая продолжительность выполнения работ по настоящему контракту составляет 147 календарных дней, с даты подписания Контракта, в том числе:
Разработка проектной документации - 75 дней;
Сопровождение Заказчика до получения положительного заключения государственной экспертизы - 45 календарных дней;
Доработка рабочей документации после получения положительного заключения государственной экспертизы - 27 календарных дней.
Приемка выполненных работ по Контакту осуществляется в следующем порядке:
Подрядчик в течение 1 (одного) календарного дня после разработки проектной документации направляет Заказчику по накладной версию на электронном носителе в 1 (одном) экземпляре.
Заказчик в течение 3 (трех) календарных дней от даты получения комплекта документации согласовывает представленную документацию, о чем направляет Подрядчику письменное уведомление, либо направляет Подрядчику перечень замечаний с указанием срока их устранения. Вся доработка производится Подрядчиком в рамках Технического задания (Приложение N2) и в счет стоимости Контракта.
Подрядчик выполняет корректировку документации и по ее завершении повторяет процедуру по п. 5.1.1 и 5.1.2. Контракта.
В случае согласования Заказчиком представленной Проектной документации Подрядчик в срок не более 1 (одного) календарного дня направляет по накладной Проектную документацию в количестве согласно Техническому заданию (Приложение N 2) для прохождения Заказчиком государственной экспертизы проектной документации.
Заказчик или уполномоченное им лицо направляет полученную проектную документацию на государственную экспертизу в течение 3 (трех) календарных дней с даты получения от Подрядчика комплекта Проектной документации.
Результаты выполненных Подрядчиком работ по Контракту должны обеспечивать проведение государственной экспертизы.
После получения Заказчиком положительного заключения экспертизы на проектную документацию, а также после согласования Заказчиком разработанной Подрядчиком рабочей документации, Подрядчик в течение 3 (трех) календарных дней направляет Заказчику полные комплекты проектной документации, откорректированные по замечаниям экспертизы, и разработанную в полном объеме рабочую документацию, в количестве согласно Техническому заданию, подписанный со своей стороны Акт приема-сдачи выполненных работ в 2-х экземплярах, счет и счет-фактуру (при наличии).
Подрядчик оказывает Заказчику содействие при прохождении государственной экспертизы проектной документации.
Подрядчик осуществляет устранение замечаний экспертизы в сроки, установленные соответствующими экспертными органами. Вся доработка (корректировка) документации производится Подрядчиком в счет стоимости Контракта.
При нарушении сроков выполнения работ Подрядчиком и качеством выполненных работ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В случае получения Заказчиком отрицательного заключения государственной экспертизы и/или заключения о недостоверности определений сметной стоимости, повторные экспертизы осуществляются за счет Подрядчика.
Заказчик вправе провести повторные экспертизы самостоятельно с последующим удержанием стоимости проведения повторных экспертиз из денежных средств, предусмотренных Подрядчику по настоящему Контракту.
Рабочая документация разрабатывается по результатам прохождения проектной документацией государственной экспертизы с учетом выявленных замечаний государственной экспертизы, в объеме и качестве достаточном для осуществления строительно-монтажных работ и ввода объекта в эксплуатацию.
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Основанием для одностороннего расторжения контракта, в том числе является:
- нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, в том числе выполнение Подрядчиком работ настолько медленно, что их завершение к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным;
- несоблюдение Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление некачественных работ не выполнено в установленные Заказчиком или предусмотренные Контрактом сроки;
- другие случаи, предусмотренные Контрактом и действующим законодательством.
Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Расторжение Контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает от ответственности за неисполнение Контрактных обязательств, которые имели место до расторжения Контракта.
Также п. 8 Технического задания установлен вид работ, установленных настоящим заданием:
Разработка и выпуск проектной документации.
Согласование с заинтересованными организациями.
Сопровождение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости выполняется проектной организацией.
Разработка рабочей документации.
Иные работы, которые необходимы для достижения качественного результата или которые предусмотрены для данного вида работ действующим законодательством.
Сбор исходных данных, в т.ч. технические условия от заинтересованных организаций, осуществляет проектная организация
В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы и (или) проверки достоверности сметной стоимости Подрядчик самостоятельно дорабатывает проектную документацию и повторно проходит экспертизу за свои средства.
И п. 11 Исходные данные для проектирования (получение технических условий, справок и т.д.):
Полный сбор исходных данных в необходимой номенклатуре выполняется проектной организацией в объеме необходимом для разработки проектной документации с последующим согласованием проекта.
Подрядчик должен выполнить запросы у следующих организаций:
- информация о полигоне ТБО;
- ТУ от ГУ МЧС России по Сахалинской области и др.
В случае необходимости получения дополнительных технических условий в процессе работ (на перенос или защиту инженерных сетей и т.д.) необходимых для выполнения проектных работ запросить в соответствующих эксплуатирующих организациях с последующим согласованием проекта.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 717 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Как следует из представленных документов и пояснений Заказчика, 30.11.2021 г., письмом исх. N 1590 Заказчик предоставил в адрес Подрядчика комплект исходных данных, в том числе результаты инженерных изысканий. В ходе проверки предоставленных Заказчиком исходных данных (инженерных изысканий), Подрядчиком была выявлена необходимость проведения дополнительных и актуализация ранее выполненных инженерных изысканий, о чем он уведомил Заказчика письмом исх. N98/2021 от 02.12.2021 г.
Необходимость проведения дополнительных инженерных изысканий подтверждена Заказчиком письмом исх. N1615 от 03.12.2021 г.
03.02.2022 г. письмом исх. N23 Подрядчик уведомил Заказчика об отсутствии возможности продолжения проектных работ без представления дополнительных инженерных изысканий и передал схему проведения дополнительных изысканий.
07.02.2022 г. исх. письмом N27 Подрядчик приостановил выполнение всех работ по Контракту в соответствии с п.1 ст. 719 ГК РФ.
12.08.2022 г. Заказчик письмом исх. N852 передал результаты дополнительных инженерных изысканий Подрядчику.
15.08.2022 г. письмом исх. N220 Подрядчик подтвердил возобновление работ по Контракту.
Таким образом, вынужденная приостановка работ длилась с 07.02.2022 по 15.08.2022 года. Срок приостановки составил 191 календарный день. Учитывая срок приостановки, срок выполнения работ переносится на 191 календарный день и заканчивается 05 января 2023 года:
12 августа 2022 года + 75 к.д.= 25 октября 2022 года
26 октября 2022 года+45 к.д. = 09 декабря 2022 года
10 декабря 2022 года+27 к.д. = 05 января 2023 года.
23.03.2023 г. письмом исх. N 381 Заказчик направил подрядчику требование об окончании работ по Контракту и предоставление проектно-сметной документации в срок до 01.05.2023 г., однако требование осталось без удовлетворения и ответа.
29.06.2023 г. письмом исх. N 188 Подрядчиком сообщено о готовности проектной документации и предоставлен комплект проектной документации в полном объеме для проведения входного контроля и прохождения государственной экспертизы (накладная N189). Просрочка с учетом приостановки работ составила более 170 календарных дней.
03.07.2023 г. письмом исх. N 654 Заказчик, в соответствии с 5.1.2. Контракта, вернул Подрядчику представленный комплект проектной документации по следующим основаниям:
1) в представленном комплекте проектной документации отсутствует перечень согласований и писем контролирующих органов и организаций, необходимых для формирования заявительных материалов для направления в орган государственной экспертизы:
- письмо агентства лесного и охотничьего хозяйства об отсутствии в границах проектирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
- письмо агентства ветеринарии и племенного животноводства Сахалинской области об отсутствии в границах проектирования скотомогильников и биотермических ям;
- письмо государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Сахалинской области об отсутствии объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, зон охраны и защитных зон объектов культурного наследия, в границах проектируемой территории;
- заключение Сахалино-Курильского территориального управления о согласовании деятельности;
- согласование размещение объекта в приаэродромной территории аэродрома Южно-Сахалинск (Хомутово);
- заключение департамента по недропользованию по ДФО об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
2) письмом Заказчиком от 03.12.2021 N 1615, направлена информация о границах земельных участков с кадастровыми номерами 65:01:0603002:580,
65:01:0603002:274, 65:01:0603002:66, 65:01:0603002:68, отведенных для проектирования в формате DWG, письмом от 16.12.2021 N 1977 представлены утвержденные департаментом архитектуры и градостроительства г. Южно-Сахалинска градостроительные планы указанных земельных участков.
Однако, несмотря на наличие сведений об утвержденных границах проектирования, часть капитального сооружения - сооружение берегоукрепления ручья Больничный, располагается за пределами границ земельных участков, закрепленных за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается разделом ПЗУ представленной проектной документации.
18.07.2023 г. Подрядчик письмом исх. N 214 приостановил работы по Контракту.
20.07.2023 г. Подрядчик письмом исх. N 220 направил в адрес Заказчика претензию с требованием направить проектную документацию, представленную 29.06.2023 г. на государственную экспертизу либо оплатить фактически выполненные работы, стоимость которой оценена в размере 2 216 654 рубля 00 копеек, и подписать акт выполненных работ.
26.07.2023 г. Заказчик письмом исх. N 746 повторно (исх. N 654 от 03.07.2023 г.) вернул Подрядчику представленный комплект проектной документации и отдельно обратил внимание на то, что, согласно п. 1.5. Контракта проектная и рабочая документация признается результатом работ по настоящему контракту при наличии положительного заключения государственной экспертизы, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - государственная экспертиза).
31.07.2023 г. Подрядчик письмом исх. N 236 сообщил о том, что письмо Заказчика от 03.07.2023 г. (исх. N 654) получил впервые 26.07.2023 г. вместе с письмом исх. N 746. Подрядчик считает свою работу по разработке проектной документации по Контракту выполненной в полном объеме и принятой без замечаний, а также требует оплатить фактически выполненные работы, стоимость которой оценена в размере 2 216 654 рубля 00 копеек и подписать акт выполненных работ.
03.08.2023 г. Заказчик письмом исх. N 784, в соответствии с п. 11 Технического задания (приложение N 2 к Контакту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, сообщил, что полный сбор исходных данных в необходимой номенклатуре выполняется проектной организацией в объеме необходимом для разработки проектной документации с последующим согласованием проекта.
Подрядчик должен выполнить запросы у следующих организаций: информация о полигоне ТБО; ТУ от ГУ МЧС России по Сахалинской области и др.
В случае необходимости получения дополнительных технических условий в процессе работ (на перенос или защиту инженерных сетей и т.д.) необходимых для выполнения проектных работ Подрядчику необходимо их запросить в соответствующих эксплуатирующих организациях с последующим согласованием проекта.
Вместе с тем, Заказчиком направлена доверенность на представление интересов ОАУ "СТК "Горный воздух" при проведении государственной экспертизы проектной документации.
31.08.2023 г. Заказчик письмом исх. N 831 на письма Подрядчика (исх. N 214 от 18.07.2023 г. и исх. N 272 от 22.08.2023 г.) сообщил, что у Подрядчика отсутствуют основания для приостановки работ по Контракту, поскольку проектные работы выполнены не в полном объеме-не соответствуют техническому заданию. Вместе с тем, повторно попросил Подрядчика доработать проектную документацию до уровня, требуемого для прохождения государственной экспертизы и предоставить в адрес Заказчика.
06.09.2023 г. письмом исх. N 290 Подрядчик вновь сообщил, что считает свою работу по разработке проектной документации по Контракту выполненной в полном объеме и принятой без замечаний, а также требует оплатить фактически выполненные работы, стоимость которой оценена в размере 2 216 654 рубля 00 копеек и подписать акт выполненных работ.
08.09.2023 г. Заказчик письмом исх. N 860 сообщил, что согласно п. 2.4 Контракта оплата работ производится только в случае предоставления Подрядчиком результата работ. В соответствии с п. 1.4, 1.5 результатом работ по Контракту является проектно-сметная и рабочая документация по Объекту в полном объеме, получившая положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, оплата каких-либо работ по Контракту без предоставления результата работ Контрактом не предусмотрена. По мнению Заказчика, Подрядчик до момента подачи проектно-сметной документация в государственную экспертизу в полном объеме не выполнил работы по сбору исходных данных и согласованию проекта с заинтересованными организациями, предусмотренные п. 8 и 11 Приложения N 2 к Контракту (техническое задание), п.2 ст. 759 ГК РФ, п. 1 ст. 760 ГК РФ, о чем Заказчик сообщил исх. N746 от 26.07.2023.
Повторно потребовал доработать проектную документацию до необходимого уровня для прохождения государственной технической экспертизы. В противном случае в соответствии с п. 9.3, 9.4 Контракта, ГК РФ и ФЗ-44 Заказчик оставил за собой право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке с внесением Подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). О своем решении попросил сообщить в срок до 09.09.2023 г.
12.09.2023 г. Подрядчик письмом исх. N 298 вновь сообщил, что считает свою работу по разработке проектной документации по Контракту выполненной в полном объеме и принятой без замечаний, а также потребовал в срочном порядке передать проектную документацию на государственную экспертизу.
05.10.2023 г. Заказчик письмом исх. N 916 направил в адрес Подрядчика соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
06.10.2023 г. Подрядчик письмом исх. N 329 сообщил об отказе в заключении соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, комиссия пришла к выводу, что бездействие подрядчика свидетельствуют о недобросовестных действиях общества в рамках исполнения контракта, не соответствующих принципам Закона о контрактной системе и нарушающих права заказчика.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что действия общества в данном случае являются недобросовестными и свидетельствуют об отсутствии намерения исполнить обязательства по заключенному с Заказчиком контракту в соответствии с условиями данного контракта и потребностью заказчика, четко в нем установленной, то есть об отсутствии намерения исполнить обязательства по контракту надлежащим образом.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, поэтому все неблагоприятные последствия такой деятельности несет лицо, ее осуществляющее.
Таким образом, принимая участие по государственным и муниципальным закупкам общество знало о неблагоприятных последствиях, которые могут быть применены к нему, в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Областным автономным учреждением "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (ИНН 6501211081) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "КуйбышевГидроПроект" (ИНН 6324027451), в том числе в отношении генерального директора Сиркиса Игоря Олеговича (ИНН 632313755792 ), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов по объекту: Выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для строительства объекта: "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", в том числе: разработка проектно-сметной документации, проектно-изыскательские работы, государственная экспертиза проектов, реконструкция и строительство сопутствующей инфраструктуры комплекса, строительство горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены" (Нижняя площадка г. Большевик. Учебный склон) (извещение N 0161200000221000016) - включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 октября 2023 г. N 065/06/104-728/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023