Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Заповедная Осетия-Алания" (далее - ФГБУ "Заповедник Алания", Заказчик) и индивидуального предпринимателя Н (далее - ИП Н Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Н на действия государственного заказчика - ФГБУ "Заповедник Алания" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Алагир, ул.Ч. Басиевой, д.1) при проведении электронного аукциона N0310100012423000004 на поставку и установку солнечной электростанции (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
13 октября 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Н на действия ФГБУ "Заповедник Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что извещение о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в описании объекта рассматриваемой закупки (далее - ТЗ) установлено требование к солнечным модулям о том, что они должны быть произведены на территории Российской Федерации.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает на то, что помимо функциональных характеристик, Заказчиком установлено ограничение к технологии производства одного из элементов электростанции, что по мнению Заявителя ограничивает перечень возможных к поставке товаров, отвечающих требуемым характеристикам.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБУ "Заповедник Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 05 октября 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГБУ "Заповедник Алания" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100012423000004 на поставку и установку солнечной электростанции с начальной (максимальной) ценой контракта 3 500 000,00 (далее - Извещение), в том числе проект описание объекта рассматриваемой закупки (Техническое задание, далее - ТЗ) и проект государственного контракта.
Согласно пункту 1 части 2статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Однако, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4 ТЗ установлены следующие требования к поставляемой станции:
гетероструктурные фотоэлектрические солнечные модули, произведенные на территории Российской Федерации, единичной мощностью 320 Вт и мощностью не менее 18 000 Вт.
То есть, в нарушение запрета, установленного пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком установлено требование к наименованию страны происхождения солнечных модулей.
Таким образом, действия должностного лица ФГБУ "Заповедник Алания", выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы, проанализировав сведения из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Комиссия пришла к выводу о том, что гетероструктурные фотоэлектрические солнечные модули, это технология производства фотоэлектрических солнечных модулей, обладающая рядом преимуществ перед остальными технологиями.
При этом, участие своего полномочного представителя в рассмотрении жалобы Заявитель не обеспечил, подтверждения обратного не представил, в связи с чем данный довод Комиссией признан необоснованным.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих фактических потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов проведения Аукциона от 17.10.2023 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано три заявки, которые решением Единой комиссии по проведению закупок для нужд государственного заказчика - ФГБУ "Заповедник Алания" были признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении Аукциона и допущены к участию в нем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Н на действия государственного заказчика - ФГБУ "Заповедник Алания" при осуществлении закупки на поставку и установку солнечной электростанции (электронного аукциона N0310100012423000004).
2. Признать ФГБУ "Заповедник Алания" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела N211-10/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБУ "Заповедник Алания", виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 20 октября 2023 г. N А211-10/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023