Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - МУП "Теплоэнерго" Костенниковой Надежды Александровны путем видеоконференции;
от ИП Выгузова Дениса Александровича Сафоновой Татьяны Михайловны путем видеоконференции,
рассмотрев обращение Заказчика - МУП "Теплоэнерго" о включении сведений об ИП Выгузове Денисе Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323012332 "Поставка каменного угля (ДР) на отопительный период 2023-2024 г.", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - МУП "Теплоэнерго" о включении сведений об ИП Выгузове Денисе Александровиче (далее - Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0817200000323012332 "Поставка каменного угля (ДР) на отопительный период 2023-2024 г.".
Представитель Заказчика пояснила, что Поставщик поставил товар в сентябре 2023 г. в неполном объеме, по состоянию на 29.09.2023 г. оставшуюся часть угля не поставил, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступило в силу, Заказчик просит включить сведения об ИП Выгузове Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Поставщика возражала, пояснила, что для исполнения обязательств по контракту ИП Выгузовым Д.А. было заключено соглашение с перевозчиком, согласно которому он был обязан предоставить автотранспортные средства для перевозки угля. Однако, в начале сентября 2023 года у данной организации вышли из строя грузовые автомобили, запасные части из-за санкций до конца сентября 2023 года не поступили, автомобили не смогли выпустить на линию. Поставщиком был найден другой перевозчик, было вывезено 62,68 т. угля, однако, в последующем данный перевозчик также отказался предоставить автотранспортные средства. 03.10.23 г. после получения решения об одностороннем расторжении контракта Заказчику было отправлено гарантийное письмо о поставке угля в течение октября 2023 г. в полном объеме, однако, Заказчик не отменил свое решение. А также представитель Поставщика указала, что Заказчиком был нарушен срок направления в антимонопольный орган обращения для включения сведений об ИП Выгузове Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
21.08.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323012332 между МУП "Теплоэнерго" и ИП Выгузовым Д.А. был заключен контракт N 2023.005 на поставку угля каменного (Др) на отопительный период 2023 - 2024 годов ( далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно или с привлечением соисполнителей Заказчику каменный уголь (ДР) по наименованию (ям), качеству, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1), Техническому заданию (Приложение N2) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно спецификации и техническому заданию (приложения N 1, 2 к контракту) к поставке требуется уголь длиннопламенный (Д) рядовой в количестве 3000 тонн.
Согласно п. 2.1. контракта цена контракта составляет 9 598 500 рубля.
В соответствии с п. 4.1 контракта поставка товара осуществляется в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение N3).
Согласно приложению N 3 к контракту уголь должен быть поставлен в сентябре 2023 г. в количестве 1500 тонн, в октябре 2023 г. количестве 1000 тонн, в ноябре 2023 г. количестве 500 тонн.
В материалах дела имеется переписка ИП Выгузова Д.А. с ООО <_> о невозможности выполнения перевозки договорного объема угля в связи с ремонтом машин и отсутствием запасных частей к ним, с ООО <_> о невозможности предоставить машины в требуемом количестве.
Согласно сведениям, представленным в реестре контрактов ЕИС, Поставщиком был поставлен уголь в количестве 62.68 тонн по документу о приемке от 05.10.2023 г.
Письмом от 25.09.2023 г. Заказчик сообщает, что Поставщиком было поставлено по состоянию на 25.09.2023 г. только 62.68 тонн угля, просил пояснить причины неполной поставки и указать срок поставки угля за сентябрь 2023 г.
29.09.2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) в связи с нарушением срока поставки угля. Решение размещено в ЕИС 29.09.2023 г., получено Поставщиком в тот же день.
Письмом от 03.10.2023 г. Поставщик уведомил Заказчика о том, что уголь будет поставлен согласно условиям контракта.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.1 и 11.2 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара.
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 10.10.2023 г.
Комиссия установила, что в материалах дела отсутствуют доказательства поставки товара в полном объеме в сентябре 2023 г.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В связи с изложенным, Комиссия считает, что неисполнение обязательств контрагентами, в том числе в связи с поломкой и ремонтом машин, не является обстоятельством непреодолимой силы и является обычным риском предпринимательской деятельности. В связи с чем на момент принятия решения Комиссия не располагает доказательствами исполнения условий контракта, добросовестности поведения Поставщика.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства, предусмотренные контрактом.
Поскольку Поставщиком не был поставлен товар в полном объеме в установленный контрактом срок, Общество считается не исполнившим обязательства, предусмотренные контрактом.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было направлено Заказчиком в УФАС по Алтайскому краю посредством ЕИС 25.10.2023 г., в то время как должно быть направлено не позднее 12.10.2023 г. Таким образом Заказчиком было нарушено требование ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем данное нарушение не является основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ИП Выгузове Денисе Александровиче (ИНН 246107495608; <_>) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0817200000323012332 "Поставка каменного угля (ДР) на отопительный период 2023-2024 г." сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31 октября 2023 г. N 022/10/104-1324/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023