Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - ИП Тожибаев З.П., заявитель, предприниматель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее уполномоченный орган) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" (далее также БУЗОО "Тюкалинская ЦРБ", заказчик) при осуществлении закупки "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" (Реестровый номер 23.33.2179)" (извещение N 0152200004723002141) (далее - электронный аукцион, закупка)
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи начальника Главного управления контрактной системы Омской области Дохват Натальи Витальевны
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9773-ЭП/23 от 23.10.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723002141 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 14882159,28 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.10.2023 было подано 8 заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.10.2023 заявки 7 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 78 с ценой контракта 10 417 511,36 руб. (снижение НМЦК 30 %)
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, установлено следующее.
По мнению заявителя, в нарушение статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) извещение об осуществлении закупки не содержит дополнительных требований, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 2571, применимых при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории (позиция 9 Постановления N 2571).
В частности в жалобе дословно указано: "
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вопреки изложенному, извещение не содержит вышеуказанного требования к Участникам".
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/6566/23 от 23.10.2023) уполномоченным органом были представлены письменные объяснения (вх. N 9950-ЭП/23 от 27.10.2023), содержание которых сводится к отсутствию при осуществлении закупки нарушений законодательства о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы, являющиеся предметом закупки, а также доводов в части нарушения прав и законных интересов предпринимателя обжалуемыми действиями (бездействием) субъекта контроля.
Учитывая изложенное, Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
4. 1. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 такой статьи, обеспечиваются, в частности путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная данным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 8 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 приложения N 1 "Характеристики модульного фельдшерско-акушерского пункта" к проекту контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, заказчиком установлено, что "Рабочую документацию необходимо согласовать с Заказчиком до начала выполнения работ согласно графику выполнения работ".
Из содержания извещения об осуществлении закупки не следует, что подрядчиком в рамках заключенного контракта надлежит выполнять работы по подготовке рабочей документации. Каких-либо требований к таким работам также не установлено.
Комиссия также учитывает, что в соответствии с частью 2.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Таким образом, приведенное условие не соответствует основополагающим принципам контрактной системы (статьи 7 и 8 Федерального закона о контрактной системе), так как создает двусмысленное толкование в части необходимости подготовки рабочей документации в рамках выполнения работ и ставит само исполнение условий контракта подрядчиком в зависимость от воли заказчика, его субъективной оценки.
4.2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены в приложении к Постановлению N 2571 (далее - Дополнительные требования).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Абзацами третьим подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Объектом закупки в соответствии с извещением об осуществлении закупки является "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области".
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" (далее - описание объекта закупки), входящим в состав извещения, работы выполняются в соответствии с Локальными сметными расчетами, включающими виды (наименования) работ:
- поставка, монтаж и оснащение, пуско-наладочные работы фельдшерско-акушерского пункта (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-01);
- архитектурно - строительные решения (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-02);
- система водоснабжения (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-03);
- электроснабжение и заземление (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-04);
- система видеонаблюдения (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-05);
- системы водоотведения с выгребом (локальный сметный расчет (смета) N 06-01-01);
- благоустройство и озеленение территории (локальный сметный расчет (смета) N 07-01-01) и их объемы (приложения к настоящему документу).
Из приложения N 1 "Характеристики модульного фельдшерско-акушерского пункта" к проекту контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, следует, что модульный фельдшерско-акушерский пункт подлежит установке на основание из винтовых свай (не менее 34 шт.).
Конструктивная схема здания - металлический каркас с заполнением стен, цокольного и чердачного перекрытия сэндвич-панелями с обшивкой оцинкованным стальным листом с двух сторон с полимерным покрытием.
Предъявлены требования также к напольной и потолочной рамам, к кровле, окнам, дверям, крыльцу.
Архитектурно-строительные решения (локальный сметный расчет (смета) N 02-01-02) разработку грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований, устройство бетонной подготовки и т.п.
По определениям, данным в пунктах 10.2 и 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Из указанного выше следует, что заказчиком фактически закупаются работы по строительству (то есть созданию) некапитального строения, сооружения (модульного фельдшерско-акушерского пункта).
То обстоятельство, что отдельные детали (модульные конструкции) производятся производителем таких деталей (модульных конструкций) не отменяет того, что подрядчик в рамках данной закупки должен будет построить (создать) соответствующее некапитальное строение, сооружение.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Заказчиком возражения на доводы жалобы заявителя в указанной части также не представлены, представитель заказчика на заседание Комиссии для дачи объяснений в указанной части не явился.
Таким образом, учитывая, что объектом закупки являются работы по страительству некапитального строения, сооружения, то к участникам закупки надлежало предъявить дополнительные требования, установленные позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем в нарушение частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 2571 указанные дополнительные требования установлены не были.
Комиссия отмечает, что игнорирование факта, что в рамках рассматриваемой и аналогичных закупок приобретается не столько товар (модульная конструкция), как работы по строительству (созданию) некапитального строения, может привести к тому, что работы по возведению сооружения социального назначения будут производится лицом, не обладающим достаточным уровнем компетенции, опыта, знаний в области технологии монтажа, что может привести к серьезным негативным последствиям, в том числе угрожающим жизни и здоровью конечных потребителей - пациентов фельдшерско-акушерского пункта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Главного управления контрактной системы Омской области и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" при осуществлении закупки "Выполнение работ по монтажу модульной конструкции, благоустройству территории по объекту: "Фельдшерско-акушерский пункт бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" по адресу: Омская область, Тюкалинский район, село Бекишево" в рамках мероприятий по приобретению и монтажу быстровозводимых модульных конструкций на основании мероприятия реализации регионального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" (Реестровый номер 23.33.2179)" (извещение N 0152200004723002141).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
3. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница" нарушение статей 7, 8 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Тюкалинская центральная районная больница", оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
А.О. Миняева
А.В. Страхолетова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 октября 2023 г. N 055/06/106-1170/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023