Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л-Пи Архитектура" (далее - ООО "Л-Пи Архитектура", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган) и Главного управления лесного хозяйства Омской области (далее - ГУЛХ Омской области, заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку персональных носимых видеорегистраторов (Реестровый номер 23.31.2245) (извещение N 0152200004723002210) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", начальника,
заказчика - "_" (доверенность N 81 от 22.03.2023), "_" (доверенность N 87 от 03.07.2023), "_" (доверенность N 91 от 27.10.2023),
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 9892-ЭП/23 от 26.10.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок установлены 01.11.2023 в 07:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.10.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 587644,73 руб.
25.10.2023 и 26.10.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки NN РИ1, РИ2.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 01.11.2023 ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки, лучшие одинаковые ценовые предложения в размере 293822,73 руб. поданы участниками с идентификационными номерами заявки 17 и 157.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 50 %.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявителем указано, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установленными в нем требованиями к товару, которые приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу у субъектов контроля были запрошены (исх. N ТШ/6672/23 от 26.10.2023) объяснения по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, в том числе доказательства того, что как минимум два товара разных производителей соответствуют требованиям, установленным описанием объекта закупки.
ГУКС Омской области (вх. N 10040-ЭП/23 от 31.10.2023) и ГУЛХ Омской области (вх. N 10005-ЭП/23 от 30.10.2023) представлены возражения на доводы жалобы, из которых следует, что документы, размещенные на официальном сайте ЕИС для целей проведения настоящей закупки, соответствуют Федеральному закону о контрактной системе, описание объекта закупки отвечает потребностям заказчика и не приводит к ограничению конкуренции. Кроме того, из пояснений уполномоченного органа и заказчика следует, что товар с оспариваемыми заявителем характеристиками представлен на рынке двумя разными производителями.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
По мнению заявителя, показатели товара и их значения, которые приводят к ограничению числа участников закупки, следующие:
Пункт описания объекта закупки |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
16 |
Интерфейс |
USB 2.0 (разъем MiniUSB) |
17 |
Емкость встроенного аккумулятора, миллиампер-час |
|
25 |
Мультисервисный кабель |
наличие |
27 |
Кабель для подключения блока видеофиксации к блоку аккумулятора |
наличие |
Оценивая правомерность определенных ГУЛХ Омской области требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Заказчиком в материалы дела представлена сравнительная таблица товаров, реализуемых производителями ООО "Спектр" (ИНН 5504149471) и ООО "Ваш Стиль Безопасности" (ИНН 7807353705), которая подтверждает наличие спорных характеристик у таких товаров:
Наименование производителя |
Наименование товара |
Интерфейс |
Емкость встроенного аккумулятора, миллиампер-час |
Мультисервисный кабель |
Кабель для подключения блока видеофиксации к блоку аккумулятора |
ООО "Спектр" |
Персональный носимый аудиовидеорегистратор Страж-ПВР-О5 |
Интерфейс USB 2.0 (разъем MiniUSB или Тypе-С) |
4000 мА*ч |
наличие |
наличие |
ООО "Ваш Стиль Безопасности" |
Портативный видеорегистратор Надзор 2 |
Интерфейс USB 2.0 (разъем MiniUSB) |
4000 мА*ч |
наличие |
наличие |
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке были поданы три заявки, при этом в ходе подачи ценовых предложений снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 50 %, что также подтверждает отсутствие факторов, ограничивающих конкуренцию при проведении рассматриваемой закупки.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что как минимум два товара соответствуют установленным требованиям, что указывает на соблюдение заказчиком положений Федерального закона о контрактной системе об описании объекта закупки.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссия не может в данном случае признать ограничивающими конкуренцию действия учреждения при формировании требований к товару, в том числе приводящими к необоснованному ограничению числу участников закупки.
При оценке данных доводов Комиссия также учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
По мнению Комиссии, в настоящем случае заявителем не представлены безусловные доказательства, подтверждающие факт наличия нарушений при описании заказчиком объекта закупки и что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки, приводят к ограничению количества ее участников, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
Таким образом, Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару являются необходимыми и достаточными для определения потребностей учреждения и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Иных жалоб от участников закупки не поступало.
Также, по мнению общества, в электронном документе "Описание объекта закупки" отсутствует само описание закупаемого товара. Дополнительно Комиссия обращает внимание ООО "Л-Пи Архитектура" на то, что по смыслу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки при осуществлении закупки, в том числе при проведении электронного аукциона формируется с использованием единой информационной системы и размещается в ней.
Перечень электронных документов, которые должно содержать извещение об осуществлении закупки, формируемое вышеуказанным способом, приведен в части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе. К таким документам отнесено описание объекта закупки.
В размещенном для целей осуществления рассматриваемой закупки электронном документе "Описание объекта закупки" приведена ссылка на то, что описание объекта закупки содержится в разделе "Объект закупки" извещения.
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки, размещенное уполномоченным органом, включает в структурированной форме описание объекта закупки (характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе):
При нажатии на значок "печать" , загружается печатная форма извещения, содержащая, в том числе полное описание объекта закупки в структурированном виде.
Таким образом, вопреки мнению общества, размещение какого-либо иного отдельного документа "извещение" при проведении электронного аукциона не требуется.
При вышеуказанных обстоятельствах жалоба ООО "Л-Пи Архитектура" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л-Пи Архитектура" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и Главного управления лесного хозяйства Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку персональных носимых видеорегистраторов (Реестровый номер 23.31.2245) (извещение N 0152200004723002210).
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 ноября 2023 г. N 055/06/106-1185/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023