Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 ноября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
Исполнителя - индивидуального предпринимателя <_> - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 23.10.2023 поступило обращение Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - ИП <_>, Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о
контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
17.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523005033 о проведении электронного аукциона на поставку инструментов для нейрохирургических операций, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 974 577,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.05.2023 N ИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (ИП <_>) признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта в размере 891 737,92 рублей.
30.05.2023 Размещен документ "Проект контракта" от 30.05.2023.
30.05.2023 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Проект контракта" от 30.05.2023.
02.06.2023 От электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 02.06.2023.
06.06.2023 На электронную площадку http://www.tektorg.ru/ передан документ "Подписанный контракт" от 06.06.2023.
06.06.2023 Размещен документ "Подписанный контракт" от 06.06.2023.
06.06.2023 между Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (Заказчик) и ИП <_> (Исполнитель), ИКЗ 232213003189221300100101280023250244, заключен контракт N 211-ЭА от 06.06.2023 на поставку инструментов для нейрохирургических операций (далее - Контракт).
Цена контракта составляет 891 737,92 руб. (восемьсот девяносто одна тысяча семьсот тридцать семь) рубль 92 копейки, НДС не облагается.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить инструменты для нейрохирургических операций (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в срок, установленный Контрактом.
Согласно пункту 1.2. Контракта Ассортимент, количество, стоимость и технические характеристики Товара определены в Приложениях N 1-2, которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 4.7. Контракта Поставка товара производится в течение 120 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно пункту 5.2.3. Контракта, при обнаружении в ходе сплошной или выборочной проверки качества товаров несоответствия качества, маркировки, тары и (или) упаковки поставляемых товаров установленным требованиям, должностным лицом при приемке товаров составляется акт рекламаций согласно Приложению 3 к настоящему контракту.
Акт рекламаций в день составления передается заказчиком поставщику для устранения выявленных несоответствий или замены товаров.
Согласно пункту 8.4. Контракта Заказчик обязан отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 8.5. Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
8.5.1. Поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
8.5.2. Нарушения Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 15 дней.
8.5.3. Неоднократного (2 и более раза) ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств по настоящему Контракту.
Из пояснений Заказчика следует, что Поставщиком неоднократно были нарушены условия контракта по качеству поставляемого товара. Заказчиком были составлены и размещены в ЕИС акты рекламаций б/н от 06.07.2023 и б/н от 25.09.2023. В ответ на акты рекламаций товар, соответствующий требованиям контракта в полном объеме поставлен не был.
По состоянию на 10 октября сумма исполнения контракта составляет 145 390,75 рублей.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 8.4., 8.5. контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, 10.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 211-ЭА от 06.06.2023 на поставку инструментов для нейрохирургических операций, заключенного с ИП <_>
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 07.08.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Представителем поставщика были даны следующие пояснения.
По контракту необходимо было поставить 6 позиций товара иностранного происхождения, из них 4 позиции производства Hilbro, Пакистан, Россия; 2 позиции - Aesculap, Германия.
По УПД N2 от 09.06.2023 г. в адрес больницы был поставлен товар - 4 позиции, производства Hilbro, на общую сумму 633 395,01 руб., дата поступления товара на склад- 19.06.2023 г. Товар был не принят Заказчиком, создан акт рекламации от 06.07.2023. Больница не приняла товар, посчитав, что он не подходит по техническим характеристикам.
ИП <_> считает, что товар полностью был соответствующим, размеры товары указаны на упаковке, как требует того контракт, а измерение длины/ширины инструмента были произведены Заказчиком не верно, с нарушением методологии. Ответ на акт рекламации N 11 от 13.07.2023 был направлен больнице 13.07.2023. Одновременно с этим, претензии больницы 13.07.2023 были переданы через поставщика представителю производителя Hilbro - ООО ТПП "Союз-Хилбро", письмо от 13.07.2023. Весь объем товара производства Hilbro был закуплен ИП <_> в ООО "Апрель-21" (накладная .N6 от 08.06.2023, .N6/l от 14.07.2023), который в свою очередь приобрел товар у официального производителя на территории России - ООО ТПП "Союз-Хилбро" (УПД N281 от 05.06.2023, .N370 от 04.07.2023). Наименование и характеристики медицинского инструмента полностью соответствует техническим характеристикам товара.
После согласования претензии с ООО ТПП "Союз-Хилбро" ИП <_> оформила возврат товара из больницы производителю для его замены, хотя с претензиями не были согласны.
По УПД N8 от 05.09.2023 в адрес больницы был поставлен товар, в т.ч. его замена по акту рекламации, - 5 позиций, на общую сумму - 428 715, 91 руб., дата поступления товара на склад - 11.09.2023. По акту рекламаций от 25.09.2023 г. товар производства Hilbro, Пакистан (товар который был заменен), вновь не был принят Заказчиком, а инструмент производства Aesculap, Германия, был принят и оплачен 29.09.2023 в размере 145 390,75 руб. Не принятый товар ИП <_> забрала на свой склад чтобы он не был утрачен/потерян.
Таким образом, товар производства Пакистан, Россия (4 позиции) больницей не был принят в полном объеме, а медицинский инструмент производства Германии (2 позиции) принят.
В письме от 13.10.2023 N17 ИП <_> вновь сообщила о своем несогласии с тем, что качественный товар, соответствующий всем параметрам, указанным в контракте вновь не был принят больницей.
ИП <_> считает, что все указанные недостатки товара в актах рекламаций носят субъективный характер и не подтверждаются объективными данными.
В своей заявке ИП <_> указала, что из шести позиций товара по четырем из них будет поставлена продукция производителя Hilbro, Пакистан, Россия, остальной товар производства Германия Aesculap. Товар под контракт был закуплен еще до подписания контракта с больницей, в частности у Hilbro - 29.05.2023 (счет на поставку товара NУТ-5З8, УТ-5З9 от 29.05.2023).
Проводя аукцион, Заказчик определил начальную максимальную цену товара ниже цены ведущих производителей инструментов, поэтому и было принято решение заявлять на аукцион пакистанский товар. Вся продукция Hilbro выполнена по европейским стандартам, инструмент имеет маркировку в соответствии с требованиями контракта, он полностью подходит под требуемые технические характеристики.
При подаче заявки на участие в аукцион ИП <_> сформулировала оптимальное предложение по цене и качеству, обращаем внимание, что инструмент производства Hilbro соответствует запрашиваемым характеристикам, имеет документы качества, разрешительные документы для его использования на территории Российской Федерации.
В силу ряда обстоятельств (запрет на изменение страны происхождения товара по ФЗ N44-ФЗ, ценовой политики германских производителей) замена товара по актам рекламаций от 06.07.2023, 25.09.2023 г. возможна только на товар производства Hilbro, Пакистан, Россия.
В силу того, что срок поставки товара по контракту заканчивался, замена страны места происхождения товара невозможна в силу ФЗ N44-ФЗ, товар иностранного производства и срок замены не будет быстрым, ИП <_> было предложено больнице расторгнуть контракт в части по соглашению сторон, письмо от 27.09.2023 N16 и это несмотря на то, что ИП <_> не согласна с претензиями больницы.
Ответ от больницы последовал 10.10.2023 путем размещения в ЕИС решения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N211-ЭА от 06.06.2023 с ИП <_>
При рассмотрении сведений Комиссия Чувашского УФАС России изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Поставщика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - Бюджетным учреждением Чувашской Республики "Республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики об индивидуальном предпринимателе <_>, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 1 ноября 2023 г. N 021/10/104-869/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2023