Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>,представителя по доверенности, рассмотрев обращение, представленное
<_> ( далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об <_> (далее - <_>), находящейся по адресу: 236006, Калининградская область, Калининград, ул.Литовский Вал, 63, 2.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 24.10.2023 поступило обращение <_> о включении в Реестр сведений об <_>, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой ( внеплановой ) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик ( подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции ) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик ( подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции ) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
24.08.2023 было размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N0815500000523008294 на поставку смеси белковой композитной сухой, с начальной ( максимальной ) ценой контракта в размере 1 800 513,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика ( подрядчика, исполнителя) от 06.09.2023 NИЗК1 победителем признан участник с идентификационным номером заявки N 1 (<_>) с минимальным ценовым предложением 1 760 905,00 рублей.
Между <_>заключен Муниципальный контракт N 121 от 11.09.2023 на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Канашского муниципального округа и г. Канаш Чувашской Республики, с ценой контракта: 1 760 905 руб. (далее - Контракт ).
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрен срок поставки жилого помещения (квартиры):
в течение 30 календарных дней со дня подписания контракта.
На 11 октября 2023 года Поставщик не исполнил предусмотренные Контрактом обязательства согласно пункту 3.1, а именно по состоянию на 11 октября 2023 года Поставщик не поставил товар по Контракту.
Согласно пункту 8.4. Контракта Заказчик обязан отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и ( или ) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 8.4, 11.4 Контракта, частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта.
Согласно статьи 309 Гражданским кодексом РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику ( подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
-факта нарушения законодательство о контрактной системе;
-существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
-наличие вины в действиях/бездействии ответчика; - последствия нарушения для заказчика; - соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ФАС РФ от 20.12.1999 N С17 /смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Представителем Подрядчика были даны следующие пояснения.
Пунктами 1.1.-1.2. Контракта установлено, что " ИП Фомина Лина Дмитриевна обязуется передать Заказчику в муниципальную собственность жилое помещение ( квартира), расположенное в многоквартирном доме, по адресу: Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Канаш, а именно:
- квартира однокомнатная: этаж , N квартиры_ общая площадь 41,5 кв.м.
в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1) и актом приема передачи жилого помещения (квартира) (Приложение N 2), Заказчик обязуется принять жилое помещение (квартира) и оплатить стоимость.
Указанное жилое помещение (квартира) принадлежат <_>на праве собственности на основании от 00.00 0000 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 00.00.0000 года.".
В части же заключения и исполнения контракта необходимо отметить следующие обстоятельства,
При подготовке заявки были проведены переговоры о покупке объекта недвижимости с собственником квартиры по адресу: Чувашская республика, г. Канаки, ул. Комсомольская, д. 14A. Также был заключен договор подряда N ФЛ/1 от 06.09.2022 г. с самозанятым Филевым Н.Е. на реализацию работ по ремонту квартиры и внесен аванс в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч рублей). При этом собственником квартиры была указана этажность дома - 5 этажей.
Таким образом, квартира была у <_>в наличии.
08.09.2023 <_> (участник, занявший второе место в рамках закупки) была подана жалоба N 202300132925000947 на действия Заказчика в части оценки заявок и определения победителя 11.09.2023 УФАС по Чувашкой Республике - Чувашии приостановило определение поставщика в части заключения контракта.
Решением Чувашского УФАС России от 14.09.2023 по делу N 021/06/50-753/2023 жалоба заявителя признана необоснованной, однако в рамках проведения внеплановой проверки в действия Заказчика были выявлены нарушения и было выдано предписание:
- Отменить протокол подведения итогов определения поставщика от 06.09.2023 N
ИЗК1;
-Вернуть заявки участников, поданные на участие в закупке;
-Внести изменения в проект контракта, описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок, с учетом мотивировочной части решения от 19.09.2023 N 021/06/50-753/2023.
Вследствие чего, <_> был расторгнут предварительный договор купли-продажи и договор подряда на ремонт квартиры, предлагаемой к поставке, поскольку реализация контракта далее не представлялась возможной.
Изложенное свидетельствует о том, что <_>, разумно и добросовестно полагалась на действия Заказчика и Чувашского УФАС России в рамках реализации указанного решения и предписания антимонопольного органа, сведения о которых опубликованы в ЕИС и остаются неизменными по настоящее время.
Вместе с тем, корреспондирующие действия Заказчика нельзя назвать добросовестными, наоборот, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о злоупотреблении правом со стороны Администрации по смыслу ст. 10 ГК РФ
Так согласно п. 9.1. Контракта стороны принимают необходимые меры к тому, чтобы любые спорные вопросы и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, были урегулированы путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
Однако, лишь 10.10.2023 (в отсутствие до обозначенной даты совершения Заказчиком действий, направленных на восстановление коммуникации с Исполнителем) посредством телефонного звонка на номер, указанный в контракте, поступил звонок от сотрудников Заказчика с запросом адреса поставляемой квартиры. Также звонок сопровождался письмом на электронную почту, указанную нами в контракте.
По словам сотрудника Заказчика 01.10.2023 было отправлено письмо посредством электронной почты, которое Исполнителем получено не было.
10.10.2023 между представителем <_> и сотрудниками Заказчика проводились переговоры посредством телефонной связи. Также, 10.10.2023 <_>был совершен запрос в УФАС по Чувашской Республике с просьбой пояснить - вступило ли в силу предписание от 19.09.2023.
11.10.2023 Заказчиком было вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
17.10.2023 УФАС по Республике Чувашия в ответ на отправленный запрос сообщило:
"...рабочая группа Чувашского УФАС России по осуществлению контроля за исполнением выданных предписаний и предупреждений Актом от 26.09.2023 N 2023-6686 решила снять с контроля предписание по делу N 021/06/50-753/2023 выданное <_>в связи с его неисполнимостью".
После чего <_>были предприняты меры по срочному поиску возможной замены предлагаемой квартиры, поскольку изначально предлагаемая квартира уже была продана:
17.10.2023 было отправлено исходящее письмо с просьбой рассмотреть возможную замену. Ответа не последовало.
20.10.2023 было отправлено исходящее письмо N16 с повторной просьбой рассмотреть возможную замену. В ответ на что в пятницу, 20.10.2023 в 17-07 по местному времени Заказчика был дан письменный ответ о готовности осмотреть предлагаемое жилое помещение и уведомление о том, что дата расторжения контракта - 24.10.2023 ( понедельник ).
Злоупотребление правом, а в части и нарушение требований действующего законодательства подтверждается, в числе прочего, и тем обстоятельством, что Заказчиком 27.10.2023 заключен контракт со вторым участником закупки (<_>.) (в данном конкретном случае имеет место нарушение ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Решением Чувашского УФАС России от 14.09.2023 по делу N 021/06/50-753/2023 в действиях заказчика - <_>- выявлено нарушение части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что, в свою очередь, свидетельствует о наличии оснований признания соответствующих торгов недействительными.
Так в соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
- кто-либо необоснованно отстранен от участия в торгах;
- на торгах неосновательно не принята высшая предложенная цена;
- продажа произведена ранее указанного в извещении срока;
- допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
- допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 449 ГК РФ),
Согласно п.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии существенных нарушений условий Контракта.
Поставщик не имел намерения уклониться от исполнения контракта, умысел подобного характера в рамках рассматриваемого дела отсутствует, равно как и отсутствует направленность действий Поставщика на уклонение от исполнения контракта.
Участие в закупках, представляет собой возможность для <_>. в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской Деятельности, сохранив рабочие места.
<_> относится к микропредприятиям, включени в Реестр СМСП. Согласно информации из ЕИС, <_>. является участником закупок и имеет 4 контракта, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
В связи с чем применение к <_>., санкции в виде включении в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом характера Деяния, размера причиненного вреда и фактических обстоятельств дела.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав ( интересов ). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий ( выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15- П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ФАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике ( подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия <_>были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему ( скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - <_> в Реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_> <_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 3 ноября 2023 г. N 021/10/104-874/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023