Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
в присутствии представителей от:
- заявителя - Тожибаева Захиджона Пазилжоновича - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
- заказчика ФКУ ДСД "Дальний Восток": Горлова А.С., представитель по доверенности N38 от 16.02.2023; Отургашева А.С., представитель по доверенности N183 от 26.10.2023,
рассмотрев жалобу Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Тожибаев З.П., заявитель) и материалы дела N027/06/106-1576/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба Тожибаева З.П. на действия заказчика - Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объекте: мостовой переход на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке (извещение N0322100024523000083).
Заявитель указывает в своей жалобе на следующее:
1. Заказчиком не применены положения п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
2. Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком, представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной.
В процессе рассмотрения документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0322100024523000083 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.10.2023.
Наименование объекта закупки: Расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объекте: мостовой переход на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14988702,65 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 23.10.2023 в 09:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0322100024523000083 от 25.10.2023 в ходе осуществления закупки подано 6 заявок, все заявки признаны закупочной комиссий соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком, предоставлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым полагают доводы жалобы необоснованными в силу следующего.
Предметом контракта является обслуживание средств (систем) обеспечения транспортной безопасности. По заявлению заказчика, данный вид работ носит специфический характер, предусматривает работы с высокотехнологичным оборудованием и направлен на обеспечение транспортной безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности". Иные виды работ, в том числе, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, по мнению заказчика, не могут считаться надлежащим опытом выполнения работ в целях определения лучших условий исполнения контракта при оценке заявок, так как в состав указанных работ не входят работы, предусмотренные объектом закупки. Кроме того финансирование по рассматриваемой закупке доведено до заказчика главным распорядителем бюджетных средств (Федеральным дорожным агентством) посредством направления отдельного Задания на выполнения работ для государственных нужд за счет Федерального дорожного фонда на 2024 - 2025 годы (далее - Задание, Приложение N1), в расходах на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения подобного финансирования не предусмотрено. На основании доведенного Задания заказчиком сформирован объект закупки с ОКПД2 80.20.10.000 "Услуги систем обеспечения безопасности".
Заказчик считает, что установленный порядок оценки заявок направлен на выявление участника с максимальным опытом исполнения контрактов, связанного с конкретным объектом закупки.
На основании изложенного, заказчик считает, что установленный заказчиком порядок оценки заявок в полной мере соответствует цели (объекту) закупки и не противоречит действующему законодательству.
Рассмотрев материалы дела N027/06/106-1576/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему.
1. В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604.
Пунктом 32 Постановления N2604 установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные пп. "б" и "в" п. 3 данного Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному пп. "г" п. 3 данного Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный пп. "в" п. 24 данного Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к данному Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 данного Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" п. 28 данного Положения, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Объектом закупки является расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объекте: мостовой переход на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке.
Приказом Минтранса N402 от 16.11.2012 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Так, в соответствии с пп. 2 п. 9 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию входят охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.
Согласно пп. 8 п. 10 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог" Приказа Минтранса N402 в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающего и восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, установка недостающих и восстановление существующих систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; восстановление существующего оборудования на искусственных сооружениях для функционирования систем подъемки и разводки пролетных строений.
Согласно Приложению 5 Извещения об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Заказчиком установлено, что к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ (оказание услуг) по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на автомобильных дорогах общего пользования и (или) искусственных сооружениях автомобильных дорог общего пользования.
При этом, пунктом 9 Приложения 3 Извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие виды работ по выполнению работ по техническому обслуживанию и поддержанию постоянной круглосуточной работоспособности ТСИС ОТИ, в том числе: Инженерные сооружения для обеспечения транспортной безопасности; Система технических средств видеонаблюдения; Техническая система и средства видеозаписи; Техническая система и средства сигнализации; Техническая система и средства досмотра; Технические средства оповещения; Техническая система и средства контроля доступа; Техническая система сбора и обработки информации; Система технических средств связи, приёма и передачи информации; Система кондиционирования; Система электропитания и охранного освещения; Другое оборудование, находящееся на ОТИ, входящее в перечень оснащенного, для обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, исходя из предмета закупки и перечня работ, указанных в описании объекта закупки Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что исполнение контракта предполагает выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, следовательно, при осуществлении указанной закупки заказчик обязан установить положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, как это предусмотрено пп. "в" п. 32 Положения. Довод жалобы подтвержден, заказчиком нарушены ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. "в" п. 32 Положения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены дополнительные требования к участникам.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что: положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 18 Приложения к Постановлению N 2571 на работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как установлено материалами дела, исполнение контракта предполагает выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, НМЦК закупки составляет 14988702,65 рублей, таким образом, при осуществлении указанной закупки заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом как установлено материалами дела, в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований к участникам в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о признании жалобы в указанной части обоснованной, в действиях заказчика устанавливается нарушение ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Тожибаева З.П. на действия заказчика - ФКУ ДСД "Дальний Восток" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объекте: мостовой переход на о. Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке (извещение N0322100024523000083) - обоснованной.
2. Признать заказчика - ФКУ ДСД "Дальний Восток", нарушившими требования ч. 8 ст. 32, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ФКУ ДСД "Дальний Восток" Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N027/06/106-1576/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 26 октября 2023 г. N 7-1/297
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023