Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителя заказчика - федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Ермолина И.Н. по доверенности от 27.10.2023 N 38,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "СоюзУралОпт" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N7-3/585 по обращению заказчика - федерального казенного учреждения "Дальневосточное окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее также - ФКУ "ДВУМТС МВД России", заказчик) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СоюзУралОпт" (ИНН 6658521490) (далее также - ООО "СоюзУралОпт", Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 24.04.2023 N 2323188101602002721025301 / 160 на поставку многофункциональных устройств (МФУ) (реестровый номер 1272102530123000120), заключенного по результатам электронного аукциона "Многофункциональные устройства (МФУ)" (Извещение от 03.04.2023 N 0322100001923000133), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "СоюзУралОпт",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ФКУ "ДВУМТС МВД России" о включении сведений об ООО "СоюзУралОпт" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 24.04.2023 N 2323188101602002721025301 / 160 на поставку многофункциональных устройств (МФУ) (реестровый номер 1272102530123000120), заключенного по результатам электронного аукциона "Многофункциональные устройства (МФУ)" (Извещение от 03.04.2023 N 0322100001923000133) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником закупки ООО "СоюзУралОпт" (далее также - Поставщик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 24.04.2023 N 2323188101602002721025301 / 160 на поставку многофункциональных устройств (МФУ) (реестровый номер 1272102530123000120) заключен по результатам электронного аукциона "Многофункциональные устройства (МФУ)" (Извещение от 03.04.2023 N 0322100001923000133) (далее также - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить многофункциональные устройства (МФУ) (далее - Товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1) являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку Товара.
Согласно п. 6.1 контракта цена Контракта составляет 1 568 237, 10 рублей, НДС не облагается. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6.6. Контракта.
Приложением N 1 к контракту Стороны согласовали Спецификацию.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 контракта срок исполнения Поставщиком обязательств по поставке товара - в течение 90 календарных дней включительно с даты заключения государственного контракта, в адрес обособленного подразделения Заказчика, ДВБХР ФКУ "ДВОУМТС МВД России", расположенного по адресу: 680032. г. Хабаровск, пер. Целинный, 41 (далее - Грузополучатель). Товар может быть поставлен партиями. Выбор способа доставки Товара определяется Поставщиком самостоятельно. Доставка Товара Грузополучателю осуществляется Поставщиком за счет собственных средств. Расходы по доставке Товара Заказчиком не возмещаются.
Согласно п. 2.5 контракта Поставщик обязан в срок не позднее, чем за 3 (три) дня до отгрузки Товара письменно известить Заказчика (Грузополучателя) о дате отгрузки товара и предполагаемой дате поставки Товара.
Днем исполнения Поставщиком обязательства по поставке Товара считается дата оформления Грузополучателем акта о приемке Товара (п. 2.3 контракта), датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 3.13.1 контракта).
Права и обязанности Сторон закреплены в разделе 7 контракта.
В соответствии с п.п. 7.1.1 - 7.1.3 контракта Поставщик обязан поставить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемого Товара ее соответствия обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) Контрактом; доставить и разгрузить Товар в склад Грузополучателя своими силами и средствами; устранить за свой счет недостатки и дефекты, выявленные при гарантийного срока (хранения и (или) реализации).
В соответствии с п.п. 11.2, 11.3 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также Заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Расторжение Контракта не является основанием для прекращения неисполненных стороной обязательств по выплате штрафных санкций за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту и убытков. Во всем остальном, не предусмотренном в настоящем Контракте, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 13.1 контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания и действует до "31" декабря 2023 года включительно, а в части оплаты и по гарантийным обязательствам - до дня их полного исполнения.
В связи с тем, что на дату исполнения контракта, а именно: 24.07.2023 (п. 2.1 контракта) товар не поставлен, Заказчик направил Поставщику письмо, исх. от 27.07.2023 N Д/4-3406 с требованием сообщить о том, на каком этапе исполнения находится контракт.
27.07.2023 в адрес Заказчика поступило письмо от Поставщика исх. от 26.07.2023 N б/н, в котором Поставщиком гарантировалась поставка товара по указанному контракту в срок до 29.08.2023 включительно.
В ответ на указанное письмо, заказчик направил Поставщику письмо исх. от 27.07.2023 N Д/4-3424 о согласии осуществить приемку товара по контракту после истечения срока поставки, предусмотренного контрактом, но не позднее 01.09.2023. В установленный срок Поставщик повторно не исполнил обязательства по поставке товара.
Заказчик направил Поставщику письмо исх. от 07.09.2023 N Д/4-4018 с требованием сообщить на каком этапе исполнения находится указанный контракт. Официальный ответ на указанный запрос в адрес заказчика не поступал, при этом с электронной почты Поставщика, в ответ на запрос Заказчика, 11.09.2023 поступила информация о том, что поставка товара по контракту ожидается в ближайшее время.
Заказчик направил Поставщику письм исх. от 22.09.2023 N Д/4-4220 о согласии осуществить приемку товара по контракту, после истечения срока поставки, предусмотренного контрактом, но не позднее 27.09.2023. В установленный срок Поставщик не исполнил обязательства по поставке товара.
По состоянию на 11.10.2023 просрочка исполнения обязательств по контракту со стороны Поставщика составила 79 дней.
Срок поставки является существенным условием контракта.
Указанное явилось основанием для принятия заказчиком 11.10.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 24.10.2023.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
24.10.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В связи с расторжением контракта заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении сведений об ООО "СоюзУралОпт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В ходе проведения проверки Обществом в Хабаровское УФАС России письменные пояснения не представлены.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450).
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: - поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; - неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из материалов дела, ООО "СоюзУралОпт" в установленный срок поставку товара в полном объеме не осуществил, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В дальнейшем поставщик нарушения условий контракта не устранил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из статьи 10 ГК РФ следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участник закупки от исполнения контракта уклонился, необходимые сведения о ходе исполнения контракта заказчику не представил.
В соответствии с п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не установлено.
Таким образом, учитывая недобросовестность поведения ООО "СоюзУралОпт", Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведения об ООО "СоюзУралОпт" (ИНН 6658521490), учредителе (генеральном директоре) Общества Кроиторе Вячеславе Сергеевиче (ИНН 662339677202) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ФКУ "ДВУМТС МВД России" в отношении ООО "СоюзУралОпт" (ИНН 6658521490), учредителя (генерального директора) Общества Кроитора Вячеслава Сергеевича (ИНН 662339677202), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 31 октября 2023 г. N РНП-412
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023