Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 ноября 2023 года.
Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Инспекция) в составе:
начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю. - руководителя Инспекции,
Участников Инспекции:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Ломанова Е.М.,
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Летовой А.А.,
в связи с поступлением из ФАС России обращения ООО "РегионГрупп" (вх. N 4495-ЭП/23 от 25.09.2023), указывающего на признаки нарушения должностными лицами Комиссии по осуществлению закупок Администрации Порховского района Псковской области части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (реестровый номер извещения: 0157300002723000009), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъект контроля: Администрация Порховского района Псковской области.
Юридический адрес проверяемой организации: 182620, Псковская область, Порховский район, г. Порхов, проспект Ленина д. 14.
Почтовый адрес проверяемой организации: 182620, Псковская область, Порховский район, г. Порхов, проспект Ленина д. 14.
Место проведения проверки: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13.
Срок проведения проверки: с 04 октября 2023 года по 31 октября 2023 года (с учетом приказа Псковского УФАС России от 17.10.2023 N 58/23 "О продлении срока проведения внеплановой проверки").
Цель и задача проверки: проверка действий Комиссии по осуществлению закупок Администрации Порховского района Псковской области при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (реестровый номер извещения: 0157300002723000009).
Предметом проверки является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе.
В силу подпункта "б" части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, с учетом части 4 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания.
В ходе проведения проверки Инспекцией были изучены:
1. Обращение ООО "РегионГрупп" (исх. N 0157300002723000009 от 18.09.2023), поступившее в Псковское УФАС России 25.09.2023 (вх. N 4495-ЭП/23);
2. Письменные пояснения и.п. Главы Порховского района Псковской области Хабибуллина В.Г. (исх. N 3493/02-13 от 05.10.2023) по доводам обращения ООО "РегионГрупп", поступившие в Псковское УФАС России 06.10.2023 (вх. N 4737-ЭП/23);
3. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0157300002723000009 с приложенными к нему документами, размещенными в Единой информационной системе в сфере закупок;
4. Заявки участников закупки с идентификационными номерами - "20", "21", "22", "23", "24", представленные по запросу Псковского УФАС России оператором электронной площадки - ЭТП Газпромбанка;
5. Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса N 0157300002723000009-1 от 15.03.2023, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок;
6. Протокол подведения итогов электронного конкурса N 0157300002723000009-2 от 16.03.2023, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок;
7. Дополнительное соглашение N 4 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ от 23.08.2023, размещенное в Единой информационной системе в сфере закупок;
8. Дополнительное соглашение N 5 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ от 29.08.2023, размещенное в Единой информационной системе в сфере закупок;
9. Информация, представленная ООО "Лента" (вх. N 4959-ЭП/23 от 17.10.2023) по запросу Псковского УФАС России (исх. N 3340/23 от 12.10.2023).
10. Письменные дополнения Главы Порховского района Псковской области Семенова Ю.В. (исх. N 3758/02-13 от 20.10.2023) к ранее представленным письменным пояснениям (исх. N 3493/02-13 от 05.10.2023), в части заключения Дополнительного соглашения N 4 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ от 23.08.2023 и Дополнительного соглашения N 5 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ от 29.08.2023, поступившие в Псковское УФАС России 23.10.2023 (вх. N 5049-ЭП/23);
11. Копия письма ООО "Эколос-Проектстрой" в адрес Главы Порховского района Псковской области Семенова Ю.В. (исх. N 54 от 03.04.2023);
12. Копия письма ООО "Эколос-Проектстрой" в адрес Главы Порховского района Псковской области Семенова Ю.В. (исх. N 230 от 07.08.2023);
13. Копия протокола совещания о ходе реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхове в рамках проекта "Комплексное развитие г. Порхова, дер. Логовино, дер. Попадинка Порховской сельской агломерации Псковской области" N 11 от 17.08.2023 (исх. N СХ/01-01/1571 от 22.08.2023).
В обращении ООО "РегионГрупп", представитель указанного Общества, в лице генерального директора Лебедь Д.М. (далее - Заявитель), указал, что при проведении мониторинга результатов закупок в ЕИС были обнаружены признаки нарушения законодательства, недобросовестных действий Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок - Администрации Порховского района Псковской области, а также предположительно Победителя закупки - ООО "Эколос-Проектстрой", а именно.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.03.2023 N ПРОII1 в заявке N 24 (Победитель) была представлена следующая общая сумма договоров и наибольшая цена одного договора:
- Детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров": 1 714 141 478,80 рублей;
- Детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров": 1 148 325 002,00 рублей.
Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ, Победитель - ООО "Эколос-Проектстрой", является средним предприятием (ИНН 6311135876).
В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
В соответствии со сведениями, размещенными в открытом доступе на сайте ФНС России, выручка ООО "Эколос-Проектстрой" составила:
- за 2018 год - 475 млн. рублей;
- за 2019 год - 868 млн. рублей;
- за 2020 год - 1300 млн. рублей;
- за 2021 год - 1 600 млн. рублей;
- за 2022 год - 1 200 млн. рублей.
Согласно реестру контрактов, ООО "Эколос-Проектстрой" являлось поставщиком в 54 государственных контрактах на сумму 3 657 077 114 рублей, а общая выручка предприятия за последние 5 лет не превышает 5 443 млн. рублей.
И, исходя из разбивки и оплаты по контрактам у них нет ни одного контракта с суммой как указано в протоколе 1 148 325 002,00 рублей, так как выручка в основном - это государственные и муниципальные контракты, а это явно коммерческий опыт, который не вписывается ни в один год, если убрать из них выручку по государственным и муниципальным контрактам.
Кроме того, ООО "Эколос-Проектстрой" не имеет в открытом доступе исполненного договора на сумму 198 821 316 рублей для прохождения аккредитации по дополнительным требованиям в соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571, то есть это тоже приложен договор строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, возникают вопросы и сомнения, как Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок проводили проверку достоверности сведений, так как проверка достоверности гражданско-правовых договором, заключенных Победителем и иными Участниками закупки, представленных в качестве положительного опыта для участия в Конкурсе должна проводиться и осуществляться Заказчиком и Комиссией по осуществлению закупок, так как в их должностные обязанности входит эффективное расходование бюджетных средств и соблюдение антимонопольного законодательства, в том числе и в рамках Закона о контрактной системе.
Однако, по мнению Заявителя, Заказчик не проверил опыт исполнения договоров Победителя, чем проявил бездействие в отношении заявки Победителя.
Таким образом, по мнению Заявителя, вышеприведенные сведения и факты содержат признаки предполагаемого сговора должностных лиц Заказчика и Победителя закупки с целью заключения государственного (муниципального) контракта с заранее известным участником.
Заявитель считает, что без учета представленных в качестве положительного опыта выполнения работ, предположительно подложных документов, Победителем в данном конкурсе стал бы иной участник закупки, а заявку Победителя надлежало признать несоответствующей в связи с предоставлением недостоверной информации в составе заявке и отклонить.
Также, Заявитель считает, что в действиях Победителя усматриваются признаки состава административного и возможно иного преступления.
Вместе с этим, если бы при оценке заявок участников закупки для подтверждения достоверности сведений и документов, представленных участниками закупки в составе заявок, должностные лица Комиссии по осуществлению закупок надлежащим образом исполнили свои должностные обязанности и направили запросы в соответствующие уполномоченные учреждения, а также приняли к сведению данные из открытых источников информации, размещенных на официальных сайтах государственных органов, результат выявления Победителя, по мнению Заявителя, был бы иным.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Заявителя, установлены факты, свидетельствующие о нарушении действиями должностных лиц Комиссии по осуществлению закупок в форме бездействия в части признания соответствующей требованиям Извещения о закупке заявки Победителя с идентификационным номером "24" части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, Заявитель в своем обращении просил провести проверку вышеуказанных сведений и фактов, проверить действия Заказчика и Победителя (недобросовестного Участника) на предмет сговора и недобросовестных действий, а также передать материалы дела для рассмотрения вопроса о принятии соответствующих мер в отношении должностных лиц Заказчика и Победителя закупки, передать договоры, представленные Участником в составе заявки в соответствующие налоговые органы для проведения камеральной проверки, а также обязать Заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке по причине выявления недостоверных сведений, внести Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, вернуть оплаченные по контракту средства в бюджет.
В представленных пояснениях по доводам, изложенным Заявителем в обращении, представитель Заказчика - Администрации Порховского района Псковской области, в лице и.п. Главы района Хабибуллина В.Г. (вх. N 4737-ЭП/23 от 06.10.2023), указал, что закупка (номер извещения: 0157300002723000009) осуществлялась для муниципальных нужд за счет субсидий из федерального и областного бюджетов с софинансированием из местного бюджета, финансовое обеспечение закупки - 662 737 720,00 рублей (КБК 041050205101L5760414), в том числе:
- 2023 г. - 210 613 360,00 рублей;
- 2024 г. - 452 124 360,00 рублей.
На участие в конкурсе было подано пять заявок:
- заявка N 20 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХНО-СФЕРА" (ИНН 6454112034);
- заявка N 21 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГИПЕРИОН" (ИНН 6150063748);
- заявка N 22 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГОСТРОЙ" (ИНН 7842436640);
- заявка N 23 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ПОВОЛЖЬЕСТРОЙИНВЕСТ" (ИНН 6453122760);
- заявка N 24 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОЛОС-ПРОЕКТСТРОЙ" (ИНН 6311135876).
Согласно протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса соответствующими извещению об осуществлении закупки были признаны четыре заявки, заявка N 21 отклонена в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, и подпунктом "о" пункта 1 части 2.1. раздела 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению", входящего в состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме, а именно: не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "а" пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Согласно размещенному в составе извещения о проведении открытого конкурса документу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" документами, подтверждающими квалификацию участника закупки являются:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Предмет договора - выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Согласно подпункту "д" пункта 28 Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом).
В составе заявки ООО "Эколос-Проектстрой" представило 8 договоров, из которых соответствующими требованиям извещения были признаны 7 договоров на общую сумму 1 714 141 478,80 рублей (общая цена исполненных участником закупки договоров, заключенных ООО "Эколос-Проектстрой:
1) 25.08.2017 с ООО "Лента" на проектирование и выполнение функций заказчика, строительство торгового комплекса с автостоянкой (цена договора (с учетом НДС) - 1 171 325 002,00 рублей; цена выполненных работ - 1 148 325 002,00 рублей);
2) 22.10.2019 с ГП "Калугаоблводоканал" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса очистных сооружений канализации в д. Жилетово_" (цена договора (с учетом НДС) - 159 354 012,5 рублей; цена выполненных работ - 159 354 012,5 рублей);
3) 21.10.2019 с ГП "Калугаоблводоканал" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса очистных сооружений канализации в п. Думиничи_" (цена договора (с учетом НДС) - 152 608 587,8 рублей; цена выполненных работ - 152 608 587,8 рублей);
4) 18.11.2019 с Администрацией Михайловского муниципального района на строительство канализационных очистных сооружений в с. Михайловка (цена договора (с учетом НДС) - 128 806309,4 рублей; цена выполненных работ - 128 806 309,4 рублей);
5) 24.05.2019 с Администрацией Рогнединского района на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений в п. Рогнедино (цена договора (с учетом НДС) - 25 649 560,00 рублей; цена выполненных работ - 25 649 560, 00 рублей);
6) 06.09.2019 с Администрацией городского округа Жигулевск на выполнение работ по проектированию и реконструкции канализационных очистных сооружений села Богатырь (цена договора (с учетом НДС) - 44 710 687,17 рублей; цена выполненных работ - 44 710 687,17 рублей);
7) 28.05.2020 с Администрацией Степаниковского сп Вяземского района Смоленской области на выполнение работ по строительству очистных сооружений с сетями канализации (цена договора (с учетом НДС) - 54 687 319,95 рублей; цена выполненных работ - 54 687 319,95 рублей).
Договор, заключенный 03.08.2018 между МКУ "Управление по строительству и ЖКХ" и ООО "Эколос-Проектстрой" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Квартал комплексной малоэтажной жилой застройки площадью 146 га с социальной и инженерной инфраструктурой, элементами благоустройства в юго-восточной части села Хворостянка. 1 очередь. Устройство локально очистных сооружений ливневой сигнализации" (цена договора (с у четом НДС) - 17 714 160,00 рублей; цена выполненных работ - 17 714 160,00 рублей), не был учтен в расчете в связи с тем, что строительно-монтажные работы осуществлены на линейном объекте.
По детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принят договор, заключенный между ООО "Лента" и ООО "Эколос-Проектстрой", сумма договора 1 171 325 002,00 рублей. В состав работ по договору, согласно п. 3.1.5., включено проектирование объекта на сумму 23 000 000,00 рублей, которая не была учтена как при оценке наибольшей цены, так и при оценке общей цены исполненных участником закупки договоров.
Процедуру оценки заявок Комиссия проводила в строгом соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок, размещенным вместе с извещением о закупке, анализ финансово-хозяйственной деятельности участников закупки Комиссией не проводился.
В соответствии с позицией 7 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) в извещении о проведении электронного конкурса установлены требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 указанного Постановления в качестве документа, подтверждающего опыт участника закупки по выполнению работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) является любой договор, в том числе контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", либо договор, заключенный и исполненный вне рамок, указанных законов.
В качестве опыта выполнения работ ООО "Эколос-Проектстрой" был представлен договор с ООО "Лента".
Основания, при которых комиссия должна отклонить заявку участника закупки, указаны в части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в том числе пунктом 8 предусмотрено отклонение заявки в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Комиссией были тщательно проверены и соотнесены сведения в представленных договорах, актах и разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию. В результате проверки, представленных документов у Комиссии не возникло сомнений в их достоверности.
Состав заявки установлен статьей 43 Закона о контрактной системе, которая не предусматривает предоставление документов и сведений о размере выручки или иных финансовых показателей деятельности участника закупки. Кроме того, сам по себе размер выручки не может служить основанием для установления факта предоставления недостоверной информации о наличии у участника опыта исполнения договора. По результатам указанной закупки Администрацией Порховского района Псковской области был заключен контракт с ООО "Эколос-Проектстрой", который в настоящий момент исполняется, работы ведутся в соответствии с графиком, претензии со стороны Заказчика к Подрядчику отсутствуют.
Кроме того, в представленных объяснениях представитель Заказчика также отметил, что ООО "РегионГрупп" не являлось участником закупки. Кроме того, ООО "РегионГрупп" зарегистрировано 21.02.2023, то есть уже после размещения извещения о проведении открытого конкурса (10.02.2023), следовательно не имело опыта выполнения работ на дату окончания срока подачи заявок на участие в закупке. По данным из реестра НОСТРОЙ, ООО "РегионГрупп" не является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в связи с чем, не могло быть участником закупки. Таким образом, права и законные интересы ООО "РегионГрупп" не нарушены.
В последующем по запросу Псковского УФАС России (исх. N НЮ/3426/23 от 17.10.2023) представителем Заказчика представлены дополнения к ранее представленным письменным пояснениям в части причин, послуживших основанием для заключения между Администрацией Порховского района Псковской области ООО "Эколос-Проектстрой" дополнительного соглашения N 4 от 23.08.2023 и дополнительного соглашения N 5 от 29.08.2023 к муниципальному контракту N МКм-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ, в которых представитель Заказчика указал, что дополнительное соглашение N 4 от 23.08.2023 заключено в соответствии подпунктами "г", "д" и "е" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий, государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", Постановлением Администрации Порховского района N 465 от 04.08.2023 "Об установлении размеров авансирования по договорам (муниципальным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исполнение которых осуществляется за счет средств местного бюджета", на основании письменных обращений Подрядчика (исх. N 54 от 03.04.2023, исх. N 230 от 07.08.2023), и пункта 7 протокола совещания о ходе реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхове в рамках проекта "Комплексное развитие г. Порхова, дер. Логовино, дер. Попадинка Порховской сельской агломерации Псковской области" от 17.08.2023 N 11 (исх. Комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области N СХ/01-01/1571 от 22.08.2023).
В связи с необходимостью предварительной оплаты Подрядчиком производителям на изготовление технологического оборудования, стоимость которого составляет около 80 процентов от цены всех работ по контракту, и увеличения сроков поставки расходных материалов, комплектующих и вспомогательного оборудования минимум в 3 раза, был увеличен авансовый платеж с 10% до 50% и изменены отдельные этапы исполнения контракта, в том числе состав, объем и виды работ, а также стоимости отдельных этапов.
В связи с увеличением аванса, новый размер которого превысил лимит денежных средств, предусмотренных на 2023 год, был изменен порядок оплаты, выполненных работ. Ранее зачет аванса был предусмотрен пропорционально выполненным работам, после заключения дополнительного соглашения все выполненные в 2023 году идут в зачет аванса.
Дополнительное соглашение N 5 от 29.08.2023 заключено в соответствии с пунктом 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в связи с необходимостью изменения видов работ и увеличения предусмотренного контрактом объема работ.
При проведении входного контроля проектной документации Подрядчиком было выявлено, что для завершения полного комплекса работ по конструктивным элементам необходимо выполнение дополнительных работ:
1. При ремонте блока производственных помещений не учтены работы по ремонту цоколя, ремонту фасада;
2. Необходимость устройства бетонных резервуаров для обеспечения несущей способности конструкций;
3. Необходимость устройства дополнительного освещения на территории объекта;
4. Необходимость устройства дополнительного дорожного покрытия;
5. Необходимость выполнения неучтенных демонтажных работ;
6. Устройство напорной канализации от блока производственных помещений.
Также, при проведении работ возникла необходимость в водопонижении из котлована и устройства дополнительного трубопровода.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении Заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка осуществлена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено:
10.02.2023 уполномоченным органом (заказчиком) - Администрацией Порховского района Псковской области, объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхов, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная (номер извещения: 0157300002723000009).
Извещение N 0157300002723000009 о проведении вышеуказанного электронного конкурса размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru - 10.02.2023 в 18:26 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта - 662 737 720,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 27.02.2023 в 10:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 01.03.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 02.03.2023.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса N 0157300002723000009-1 от 15.03.2023 и протоколу подведения итогов электронного конкурса N 0157300002723000009-2 от 16.03.2023, на участие в указанном электронном конкурсе было подано 5 (пять) заявок с идентификационным номерами - "20", "21", "22", "23", "24", из которых 4 (четыре) заявки с идентификационными номерами - "20", "22", "23", "24", были признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими извещению и допущены к участию в электронном конкурсе, а 1 (одна) заявка с идентификационным номером - "21", признана несоответствующей извещению по причине непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, в связи с чем была отклонена. Победителем признана заявка с идентификационным номером - "24", с предложением о цене контракта 646 832 014,72 рубля.
27.03.2023 между Администрацией Порховского района Псковской области и ООО "Эколос-Проектстрой" по итогам электронного конкурса, проведенного в соответствии с Законом о контрактной системе, на основании протокола подведения итогов электронного конкурса от "16" марта 2023 года N 0157300002723000009-2, заключен муниципальный контракт N МК-008-03-2023 на выполнение строительно-монтажных работ (ИКЗ: 233601700416360170100100230014221414).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной, системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 2604 установлено, что настоящее положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Постановления Правительства РФ N 2604 при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ N 2604 значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 9 Постановления Правительства РФ N 2604 и пункта 10 настоящего Положения, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 9 Постановления Правительства РФ N 2604, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где:
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
Согласно пункту 11 Постановления Правительства РФ N 2604 оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 Постановления Правительства РФ N 2604, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 Постановления Правительства РФ N 2604, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
Согласно подпункту "з" пункта 20 Постановления Правительства РФ N 2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), то, в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ N 2604, если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0157300002723000009 критерии оценки установлены в приложении к указанному извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, критерием наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60%), является критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 100%), состоящий из следующих показателей:
- "Общая цена исполненных участником закупки договоров (значимость критерия - 40%) по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров";
- "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (значимость критерия - 20%) по детализирующему показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров";
- "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (значимость критерия - 40%) по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Инспекция Псковского УФАС России приходит к выводу, что установленный порядок оценки, установленный в рамках настоящей закупки, соответствует вышеперечисленным требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604. Заказчиком правомерно и корректно в "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" включены соответствующие критерии оценки, показатели оценки, детализирующие показатели оценки.
Изучив заявки участников закупки с идентификационными номерами - "20" (ООО "Тено-Сфера"), "22" (ООО "Энергострой"), "23" (ООО "Специализированный застройщик "ПоволлжьеСтройИнвест", "24" (ООО "Эколос-Проектстрой"), признанные комиссией по осуществлению закупок соответствующими извещению и допущенные к участию в электронном конкурсе, а также заявку участника закупки с идентификационным номером - "21" (ООО "Гиперион"), признанную комиссией по осуществлению закупок несоответствующей извещению, в связи с чем она была отклонена, Инспекция Псковского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок заказчика - Администрации Порховского района Псковской области, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе и подведении итогов электронного конкурса соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Оснований усомниться в достоверности документов, приложенных к заявкам участниками закупки, допущенных к участию в электронном конкурсе, у комиссии по осуществлению закупок не имелось.
При этом, Инспекция Псковского УФАС России отмечает, что комиссия по осуществлению закупок не наделена полномочиями по признанию каких-либо договоров (контрактов) фиктивными, а также по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью участника (контроль за прибылью, выручкой и др.) и соблюдением им требований налогового законодательства.
Недостоверность тех или иных сведений заявки должна быть документально подтверждена и быть реальной для того, чтобы стать причиной отклонения заявки. Отклонение заявки на основании сомнений, не подкрепленных достоверными, допустимыми доказательствами, противоречит принципам законодательства о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе изучения заявки участника закупки с идентификационным номером - "24" (ООО "Эколос-Проектстрой"), признанного Победителем электронного аукциона N 0157300002723000009, Инспекцией Псковского УФАС России установлено, что в качестве одного из договора, подтверждающего опыт выполнения работ, и имеющего наибольшую цену одного из исполненных участником закупки договоров - 1 171 325 002,00 рублей, ООО "Эколос-Проектстрой" представлен договор N 131 от 25.08.2017, заключенный с ООО "Лента" на проектирование и выполнение функций заказчика, строительно-монтажные работы торгового комплекса с автостоянкой "Лента", включая также необходимые для его функционирования инженерные сети и коммуникации, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, пр-кт Ленинградский, 1-й этап застройки МКР 7-а.
При этом, согласно информации, представленной ООО "Лента" (вх. N 4959-ЭП/23 от 17.10.2023) по запросу Псковского УФАС России (исх. N 3340/23 от 12.10.2023), между ООО "Лента" (ИНН 7814148471) и ООО "Эколос-Проектстрой" (ИНН 6311135876) на заключался вышеуказанный Договор. При строительстве торгового комплекса "Лента", расположенного по адресу: обл. Ярославская, г. Ярославль, пр-кт Ленинградский, 1-й этап застройки МКР 7-а, ООО "Лента" был заключен договор под номером 131 от 25.08.2017 с иным хозяйствующим субъектом (Исполнителем). В последующем, в подтверждение указанных обстоятельств, ООО "Лента" по запросу Псковского УФАС России (исх. N 3469/23 от 20.10.2023) представлена копия Договора N 131 от 25.08.2017 (вх. N 5086-ЭП/23 от 24.10.2023).
Таким образом, Инспекцией Псковского УФАС России при проведении настоящей внеплановой проверки установлено, что участником закупки - ООО "Эколос-Проектстрой", в составе заявки с идентификационным номером "24" представлены недостоверные сведения, подтверждающие опыт указанного участника закупки, содержащие признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе проведения настоящей внеплановой проверки Инспекцией Псковского УФАС России также проверены действия заказчика - Администрации Порховского района Псковской области, в части правомерности заключения между Администрацией Порховского района Псковской области и ООО "Эколос-Проектстрой" дополнительного соглашения N 4 от 23.08.2023 и дополнительного соглашения N 5 от 29.08.2023 к муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023.
03.04.2023 (исх. N 54) ООО "Эколос-Проектстрой" в адрес Главы Порховского района Псковской области Семенова Ю.В. направлено письмо об увеличении авансирования в 2023 году с 10% до 32% цены контракта, а именно в сумме 205 558 639,36 рублей, что обусловлено текущей рыночной ситуацией, поскольку большинство поставщиков материалов и комплектующих, необходимых для производства станции очистки сточных вод, работают только на условиях высокого либо полного авансирования.
07.08.2023 (исх. N 230) ООО "Эколос-Проектстрой" в адрес Главы Порховского района Псковской области Семенова Ю.В. направлено письмо об изменении авансирования по муниципальному контракту с 10% до 50% от стоимости каждого этапа его исполнения, а также об установлении срока исполнения Этапа N1 с 27 марта 2023 года по 31 марта 2024 года, включив в него поставку технологического оборудования (станция биологической очистки сточных вод, производительностью 2000 м3 в сутки), а также основные виды работ, общей стоимостью Этапа N1 в размере 560 218 499 рублей 52 коп., а также установить срок исполнения работ по Этапу N2 с 01 апреля по 30 июня 2024 г., включив в него пуско-наладочные работы, благоустройство, демонтажные работы, технологическое присоединение, общей стоимостью - 110 851 766 рублей 45 коп.
Согласно протоколу совещания о ходе реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхове в рамках проекта "Комплексное развитие г. Порхова, дер. Логовино, дер. Попадинка Порховской сельской агломерации Псковской области" N 11 от 17.08.2023 (исх. N СХ/01-01/1571 от 22.08.2023), проведенного с участием представителей Правительства Псковской области, муниципального образования "Порховский район", МП Порховского района "Водоканал", представителей подрядной организации - ООО "Эколос-Проектстрой", представителя организации, осуществляющего авторский надзор - ООО "КуйбышевВодоканалПроект":
- Администрации Порховского района Псковской области во взаимодействии с МП "Водоканал" и ООО "Эколос-Проектстрой" рекомендовано в срок до 05.09.2023 проработать вопрос оплаты работ по технологическому присоединению к электрическим сетям (сроки, источники финансирования);
- подрядной организации ООО "Эколос-Проектстрой" и ОАО "Маслосырзавод "Порховский" рекомендовано в срок до 05.09.2023 провести работу по заключению соглашения (договора) на приобретение оборудования;
- ООО "КуйбышевВодоканалПроект" рекомендовано обеспечить направление в ГАУ "Госэкспертиза Псковской области" проектных решений и разукрупненной сметы не позднее 10.09.2023, получение первого заключения экспертизы - 10.10.2023;
- подрядной организации ООО "Эколос-Проектстрой" продолжить работы на объекте, учесть при выполнении работ риски, связанные с погодными условиями;
- ГКУ ПО "Управление капитального строительства" оперативно осуществлять проверку работ и направлять замечания подрядчику;
- Администрации Порховского района Псковской области и подрядной организации ООО "Эколос-Проектстрой" рекомендовано в срок до 25.08.2023 уточнить график производства работ, заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту, предусматривающее увеличение размера аванса.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, 23.08.2023 между Администрацией Порховского района Псковской области и ООО "Эколос-Проектстрой", в соответствии с подпунктами "г", "д" и "е" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий, государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия", Постановлением Администрации Порховского района N 465 от 04.08.2023 "Об установлении размеров авансирования по договорам (муниципальным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исполнение которых осуществляется за счет средств местного бюджета", было заключено Дополнительное соглашение N 4 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ, в соответствии с которым был увеличен авансовый платеж с 10% до 50% и изменены отдельные этапы исполнения контракта, в том числе состав, объем и виды работ, а также стоимости отдельных этапов.
Согласно письменным пояснениям представителя Администрации Порховского района Псковской области (исх. N 3758/02-13 от 20.10.2023), в связи с увеличением аванса, новый размер которого превысил лимит денежных средств, предусмотренных на 2023 год, был изменен порядок оплаты, выполненных работ. Ранее зачет аванса был предусмотрен пропорционально выполненным работам, после заключения дополнительного соглашения все выполненные в 2023 году идут в зачет аванса.
Кроме того, в связи с необходимостью изменения видов работ и увеличения предусмотренного контрактом объема работ, 29.08.2023 между Администрацией Порховского района Псковской области и ООО "Эколос-Проектстрой", в соответствии с пунктом 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, было заключено Дополнительное соглашение N 5 к Муниципальному контракту N МК-008-03-2023 от 27.03.2023 на выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно письменным пояснениям представителя Администрации Порховского района Псковской области (исх. N 3758/02-13 от 20.10.2023), заключение вышеуказанного дополнительного соглашения к муниципальному контракту обусловлено тем, что при проведении входного контроля проектной документации Подрядчиком было выявлено, что для завершения полного комплекса работ по конструктивным элементам необходимо выполнение дополнительных работ:
1. При ремонте блока производственных помещений не учтены работы по ремонту цоколя, ремонту фасада;
2. Необходимость устройства бетонных резервуаров для обеспечения несущей способности конструкций;
3. Необходимость устройства дополнительного освещения на территории объекта;
4. Необходимость устройства дополнительного дорожного покрытия;
5. Необходимость выполнения неучтенных демонтажных работ;
6. Устройство напорной канализации от блока производственных помещений.
Также, при проведении работ возникла необходимость в водопонижении из котлована и устройства дополнительного трубопровода.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных частью 1 настоящей статьи Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1.3 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Кроме того, несмотря на то, что часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе устанавливает закрытый перечень оснований для изменения существенных условий контракта при его исполнении, однако, исходя из пункта 11 статьи 18 Федерального закона 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие, в том числе установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Во исполнение указанной нормы права Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее - постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680).
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
з) изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 регламентировано, что с целью изменения в соответствии с настоящим постановлением существенных условий контракта:
- поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта;
- заказчик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления предложения об изменении существенных условий контракта, по результатам рассмотрения такого предложения направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) подписанное соглашение об изменении условий контракта и включает в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информацию об изменении контракта в реестр контрактов либо в письменной форме отказ об изменении существенных условий контракта с обоснованием такого отказа.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав основания, послужившие причиной для заключения между Заказчиком и Подрядчиком вышеуказанных дополнительных соглашений к муниципальному контракту, Инспекция Псковского УФАС России приходит к выводу о правомерности действий заказчика - Администрации Порховского района Псковской области, в части заключения с Подрядчиком вышеуказанных дополнительных соглашений к муниципальному контракту, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Инспекция Псковского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. В действиях Комиссии по осуществлению закупок заказчика, заказчика - Администрации Порховского района Псковской области, нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
2. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о принятии мер антимонопольного реагирования в отношении ООО "Эколос-Проектстрой", по признакам нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции Н.Ю. Юркина
Участники Инспекции: Е.М. Ломанов
А.А. Летова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 1 ноября 2023 г. N 8/44
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023