Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 ноября 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - начальника отдела контроля закупок,
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя СДС ИНН 602711129650, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Псковском районе Псковской области (очистка полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности автомобильной дороги общего пользования регионального значения "От а/д Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье км 33+099 до дер. Мешоколь" км 0+800 - км 9+700) (номер извещения: 0857200000222000448),
УСТАНОВИЛА:
24 октября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя СДС ИНН 602711129650, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Псковском районе Псковской области (очистка полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности автомобильной дороги общего пользования регионального значения "От а/д Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье км 33+099 до дер. Мешоколь" км 0+800 - км 9+700) (номер извещения: 0857200000222000448).
Рассмотрение сведений состоялось 31 октября 2023 года в 15 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 30.10.2023 в 11.30, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000222000448 о проведении электронного аукциона - 19.09.2022 12:49.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 275 683,20 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.09.2022 NИЭА1, на участие в аукционе подана единственная заявка N70. Комиссия приняла решение заключить контракт с единственным поставщиком по цене контракта 275 683,20 рубля.
5) 10.10.2022 Заказчик заключил контракт N 08572000002220004480001 с Индивидуальным предпринимателем Степановым Дмитрием Сергеевичем с ценой контракта 275 683,20 рубля.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта в целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Псковской области Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Псковском районе Псковской области (очистка полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности автомобильной дороги общего пользования регионального значения "От а/д Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье км 33+099 до дер. Мешоколь" км 0+800 - км 9+700) (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Ведомостью объемов работ (Приложение N 2 к Контракту), Календарным графиком производства работ (Приложение N 6 к Контракту), а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта..
В соответствии с пунктом 1.2. контракта Подрядчик обязуется разработать за свой счет ППР, а также предоставить другую техническую документацию в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.3. контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме согласно Ведомости объемов работ (Приложение N 2 к Контракту) и в соответствии с утвержденным проектом производства работ (далее - ППР), при этом качество выполнения работ, должно соответствовать действующим техническим регламентам, нормативным документам.
Согласно пункту 2.3. контракта все действия и взаимодействия при исполнении Контракта осуществляются Сторонами только в письменном виде, при этом письменные указания, распоряжения Заказчика Подрядчику могут даваться в Общем журнале работ, который постоянно находится на Объекте.
Согласно пункту 5.1. контракта срок выполнения работ по Объекту: работы выполняются с даты заключения контракта до "01" декабря 2022 года в соответствии с Календарным графиком производства работ (Приложение N 6 к Контракту).
Окончание работ по Объекту подтверждается подписанием Акта приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию законченного объекта (форма согласно ГОСТ 32755-2014 "Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ").
Согласно пункту 6.1. контакта Подрядчик должен разработать за свой счет ППР, включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества и схему ограждения мест производства работ.
Согласно пункту 6.2. контракта не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала производства работ, Подрядчик обязан представить схему ограждения мест производства работ, ППР для согласования с Заказчиком, обеспечить в установленные сроки разработку другой технической документации, предусмотренной Контрактом, и предоставить ее на согласование Заказчику. До получения согласования от Заказчика, Подрядчик не вправе приступать к выполнению работ на Объекте.
Согласно пункту 8.2. контракта до начала работ Подрядчик обязан проинформировать ГИБДД МВД России о порядке ведения работ на Объекте, и ознакомить со схемой ограждения мест производства работ, на время производства работ обеспечивать её соблюдение.
В соответствии с пунктом 8.3. контракта Подрядчик самостоятельно и за свой счет обязан получить все необходимые согласования и разрешения у владельцев коммуникаций, органов местного самоуправления и органов управления лесным хозяйством.
Согласно пункту 8.4. контракта Подрядчик обязан обеспечить в ходе выполнения работ на месте производства работ (полосе отвода) мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения, Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 N882н экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также гигиенических требований к организации места производства работ в соответствии с Перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (Приложение N 4 к Контракту).
Согласно пункту 8.10. контракта Подрядчик обязан подготовить фотоматериалы по Объекту до начала и после окончания производства работ. При этом фотографии должны быть выполнены с одного местоположения и ракурса с захватом характерных элементов дороги, которые не подвергаются изменению в процессе производства работ. Фотографии до начала работ представляются Заказчику.
В соответствии с пунктом 8.15. контракта Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- обстоятельств, угрожающих сохранности или прочности объекта, либо создающих невозможность завершения работ в установленный срок;
- непригодности или недоброкачественности предоставленной Заказчиком технической документации;
- возможных, неблагоприятных для Заказчика, последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.
30.12.2022 (исх.N3912) Заказчик направляет ИП письмо о неисполнении обязательств по контракту.
10.01.2023 (исх.N12) Заказчик направил в адрес ИП претензию об истечении срока выполнения работ и не предоставлении нового обеспечения исполнения контракта. Начислен штраф 1000 рублей.
12.01.2023 (исх.N14) Заказчик направил в адрес ИП претензию о неисполнении обязательств по контракту и начисли пени в размере 2 275,24 рублей.
23.01.2023 (вх.N211 от 23.01.2023) ИП направил в адрес Заказчика уведомление о том, что продолжение выполнения работ по очистке полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности автомобильной дороги продолжится после схода снежного покрова и будут закончены не позднее 30.07.2023.
05.05.2023 (исх.N1648) Заказчик направляет ИП письмо с требованием до 10.05.2023 начать работы.
20.07.2023 (исх.N337) Заказчик направляет ИП письмо с требованием выполнить работы и предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
25.07.2023 (вх.N3055) ИП направляет Заказчику гарантийное письмо о выполнении работ до 30.09.2023. Причина неисполнения травма ноги с последующей реабилитацией в медицинском учреждении.
28.07.2023 Заказчик приглашает ИП на совместный выезд 03.08.2023 в 11.00 на объект
01.08.203 (вх.N3175) ИП подтвердил готовность участия.
03.08.2023 составлен акт выездной комиссии, работы на объекте не начаты. Установили срок до 30.09.2023.
03.10.2023 (исх.N3449) Заказчик направляет ИП письмо с просьбой осуществления выезда на объект.
03.10.2023 составлен акт выездной комиссии, работы не начата на объекте.
12.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2. контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно пункту 17.1. контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Согласно пункту 17.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с законодательством РФ в следующих случаях:
- при нарушении Подрядчиком срока начала производства работ, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту), более чем на 30 календарных дней;
- при нарушении Подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 30 календарных дней;
- при выявлении двух и более фактов необеспечения требуемого качества работ;
- при двух и более фактах невыполнения предписаний, выданных Заказчиком;
- при выявлении двух и более фактов несоответствии значений технических характеристик применяемых материалов и изделий показателям, установленным в Приложении N 1;
- если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
При этом Заказчик оплачивает Подрядчику только работы, выполненные и принятые Заказчиком до расторжения Контракта, без возмещения убытков.
12.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.10.2023 Заказчиком размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений ИП С.Д.С. для выполнения данной работы, была приобретена дробильная машина, стоимостью 550 000 рублей, но как оказалось она не смогла справиться и переработать такой объём напиленных отходов. Тогда было принято решение о вывозе кустарника на площадку. Начало работы произошло поздней осенью и из-за начавшихся снегопадов и отрицательных температур, по согласованию с Заказчиком было принято решение о переносе работ на весну (письмо прилагаю). В феврале 2023 года, я получил травму ноги, попал в городскую больницу, где была мне сделана операция. Восстановление заняло четыре месяца (больничный лист прилагаю). Так как я работаю один на этот период работа была приостановлена. В связи с тем что объем работ трудновыполнимый мной было принято решение обратиться к подрядным организациям (в соответствии с пунктом 8.27 государственного контракта), которые выполняют мульчение (измельчение остатков от порубки) спецтехникой. Субподрядные организации отказались выполнить данную работу, мотивируя тем, что участок труднопроходимый для спецтехники и может привести к дорогостоящему ремонту навесного оборудования (мульчера). Стоит отметить, что несмотря на возникающие препятствия в части исполнения своих обязательств, принимал все меры для исполнения данного государственного контракта, что подтверждается уведомлениями направленными Заказчику с просьбой продлить срок исполнения контракта. Перед началом выполнения работ, я не мог оценить объём спиленных отходов. Его оказалось намного больше, что привело к длительному выполнению работ. Данное направление работы было новое, ранее, не занимался, поэтому не смог полностью определить объём и масштаб выполняемой работы. Участие в торгах является одним из основных источников дохода, поэтому прошу Вас не вносить меня в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно сведениям из реестра контрактов ИП С.Д.С. с 2019 года заключил 21 контракт, из них 2 находится на исполнении. В реестре недобросовестных поставщиков не состоит.
Комиссия при принятии решения учитывала, меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направляемых государством на защиту поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сведения поступили впервые, а также несоразмерность цены контракта и меры по включению в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Индивидуального предпринимателя СДС ИНН 602711129650, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Псковском районе Псковской области (очистка полосы отвода от древесно-кустарниковой растительности автомобильной дороги общего пользования регионального значения "От а/д Псков - Гдов - Сланцы - Кингисепп - Куземкино - Краколье км 33+099 до дер. Мешоколь" км 0+800 - км 9+700) (номер извещения: 0857200000222000448), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 3 ноября 2023 г. N РНП 060/06/95-451/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023