Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 3 ноября 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Заказчик) - <_>,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" (далее - ООО "ИНТРА", Общество, Исполнитель), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"(далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта от 23.05.2023 NСН-23-237 на выполнение работ по обеспечению застрахованного протезом голени, заключенного по итогам электронного аукциона N 0264100000223000067, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (вх. от 26.10.23 N 6910-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "ИНТРА" (111399, г. Москва, муниципальный округ Перово, ул. Мартеновская, д. 5, пом. 1, ком. 3, оф. 12А, ИНН 7720863500) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 13.10.2023 от исполнения контракта от 23.05.2023 NСН-23-237 на выполнение работ по обеспечению застрахованного протезом голени, заключенного по итогам электронного аукциона N 0264100000223000067 в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 23.05.2023 NСН-23-237 с ООО "ИНТРА", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п 15.2 контракта Заказчик 13.10.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "ИНТРА" или его представители не участвовали в заседании, в связи с чем устные пояснения не представлены. Кроме того, Обществом не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта от 23.05.2023 NСН-23-237 на выполнение работ по обеспечению застрахованного протезом голени, рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, заслушав пояснения Заказчика, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0264100000223000067 Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области 23.05.2023 заключило с ООО "ИНТРА" (далее - Исполнитель) государственный контракт NСН-23-237 на выполнение работ по обеспечению застрахованного протезом голени на сумму 728 744, 63 рубля (далее - Контракт) со сроком действия до 21.12.2023.
В соответствии с условиями контракта ООО "ИНТРА" (Исполнитель) должно было выполнить работы по обеспечению застрахованного протезом голени (далее - Изделие).
Согласно п. 2.1 контракта: "В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные Техническим заданием, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке, установленном настоящим Контрактом"
Согласно п. 5.1 контракта: "Контракт считается заключенным в день размещения в единой информационной системе (официальном сайте www.zakupki.gov.ru) Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и действует до 21.12.2023 года".
Согласно п. 6.1 контракта Исполнитель обязан:
"6.1.1. Выполнить работы в соответствии с Техническим заданием и передать их результат непосредственно Получателю в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, при предоставлении им документа, удостоверяющего личность и направления, выдаваемого Заказчиком (в случае если от имени Получателя действует его представитель, то предъявляется документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы Получателя, а также документ, подтверждающий его полномочия).
6.1.2. Предоставить Заказчику в письменном виде не позднее 3 (трех) календарных дней со дня подписания настоящего Контракта список адресов и график работы пунктов приема по обслуживанию Получателей для указания данных сведений в Направлениях на получение Изделий.
6.1.3. При выдаче результатов работ Получателю оформлять Акт приема-передачи Изделия, который подписывается Исполнителем и Получателем, с обязательным отражением в Акте приема-передачи Изделия реквизитов документа, удостоверяющего личность Получателя.
В случае получения результата работ законным представителем Получателя выдать Изделие представителю при наличии у него документа, подтверждающего его полномочия на совершение таких действий, с указанием сведений о представителе в реестре и отрывном талоне Направления. За выдачу Изделия ненадлежащему Получателю, Исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно п. 7.1 контракта: "Выполнение работ осуществляется в срок не превышающий 40 календарных дней с момента обращения Получателя с направлением к Исполнителю".
Согласно п. 6.4.1 контракта: "Заказчик имеет право проверять ход и качество выполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом".
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с условиями контракта, Заказчиком было выдано направление Получателю (лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) на изготовление протеза голени. В адрес ООО "ИНТРА" 30.06.2023 был направлен реестр получателей от 29.06.2023 посредством электронной почты и почтовым отправлением (реестр N 107 от 30.06.2023).
Согласно п. 7.1 контракта выполнение работ осуществляется в срок не превышающий 40 календарных дней с момента обращения Получателя с направлением к Исполнителю. По информации, полученной от Получателя, направление на изготовление протеза передано ООО "ИНТРА" 20.07.2023. Срок выполнения работ истек 29.08.2023. Работы по обеспечению застрахованного протезом голени до настоящего времени не выполнены. На основании п. 6.4.1 контракта для проверки хода и качества выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчиком было направлено письмо Обществу с просьбой предоставить отрывной талон к направлению Получателя (исх. N НК-68-08/103583 от 04.10.2023). Однако в установленный срок от ООО "ИНТРА" ответ не поступил. Кроме того, Заказчиком неоднократно направлялись письменные требования об устранении нарушений условий контракта (письма исх. N АП-68-08/82719 от 07.08.2023, исх. N НГ-68-08/91496 от 30.08.2023, исх. N НК-68-08/96261 от 13.09.2023, исх. N НК-68-08/99671 от 22.09.2023).
До настоящего времени Исполнитель запрашиваемые документы и информацию не предоставил, работы по контракту не выполнил.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Согласно п. 15.2 контракта: "Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
13.10.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 15.2 контракта, ст. 715 ГК РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.05.2023 N СН-23-237, заключенного с ООО "ИНТРА", в связи с существенным нарушением Исполнителем условий контракта.
В соответствии с ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной Заказчиком 13.10.2023 размещено в единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе, которое получено ООО "ИНТРА" 13.10.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
С учетом чч. 13,14 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, работы в соответствии с условиями контракта ООО "ИНТРА" выполнены не были, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 24.10.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об указанном Обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "ИНТРА" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Исполнитель по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Действий со стороны ООО "ИНТРА" по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было.
Кроме того, Общество не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, не явилось на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России и не заявило ходатайств о возможности участия рассмотрения обращения. Также ООО "ИНТРА" не представило доказательств и пояснений, подтверждающих добросовестность участника закупки
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту поставка товара должна выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Исполнитель согласился со всеми его условиями и сроки поставки изделия были изначально известны Обществу.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лишилось жизневажного для него изделия - протеза голени.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "ИНТРА" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 23.05.2023 N СН-23-237.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения Исполнителем условий контракта;
- Исполнителем не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На руководствуясь ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" (111399, г. Москва, муниципальный округ Перово, ул. Мартеновская, д. 5, пом. 1, ком. 3, оф. 12А, ИНН 7720863500, КПП 772001001), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора <__>, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" и генерального директора <__> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" и генерального директора <__> из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Иванов В.В. |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова |
|
|
Исп. Четверткоа Т,
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 3 ноября 2023 г. N 068/10/104-782/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023