На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), в отношении КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР" (далее - Заказчик), ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), аукционной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" возбуждена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона "N зз-29428-2023 установка элементов обустройства автомобильных дорог (монтаж технических средств автоматической фотовидеофиксации) на автомобильной дороге Якшур-Бодья - Шаркан. км 28 (н.п. Сосновка)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123012753, далее - Аукцион).
В соответствии с частями 15, 28 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказом Удмуртского УФАС России от 11.10.2023 N98/23 "О проведении внеплановой проверки соблюдения КУ УР "Управление автомобильными дорогами УР", ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", Аукционной комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Инспекция Удмуртского УФАС России (далее - Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции: <_> - начальник отдела контроля закупок;
участники Инспекции: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Инспекции Удмуртского УФАС России без вызова лиц, проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Удмуртского УФАС России, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе проводит внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Рассмотрев представленные Заказчиком и уполномоченным учреждением, аукционной комиссией документы и сведения, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Инспекция Удмуртского УФАС России установила следующее.
11.08.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 500 000,00 рублей.
21.08.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.08.2023 NИЭА1 поступило пять заявок на участие в Аукционе, две из которых были отклонены Аукционной комиссией. Победителем признано ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОГИИ ПЛЮС".
Инспекция, проверив правомерность составления извещения о проведении закупки, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Объектом закупки выступает монтаж и закупка технических средств автоматической фотовидеофиксации.
Согласно извещению о проведении закупки в отношении объекта закупки установлены следующие коды ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог", 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки".
Исходя из толкования норм ст. 33 Закона о контрактной системе определение кода ОКПД2 осуществляется Заказчиком путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. То есть Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, который максимально описывает объект закупки.
Данная позиция также подтверждается Письмом Минфина России от 20.08.2020 N24-02-08/73132) - "Учитывая, что Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения".
Таким образом, установленные коды ОКПД2 соответствуют объекту закупки в полном объеме. При этом, во исполнение ст. 33 Закона о контрактной системе закупаемое оборудование по коду 26.51.66.190 с описанием объекта закупки Заказчика соответствует как минимум трем производителям на рынке: ООО "ДМС", ООО "Технологии безопасности дорожного движения", ООО "Корда Групп".
Кроме того, комиссия антимонопольного органа отмечает, что указание Заказчиком соответствующего кода ОКПД2 при описании объекта закупки обусловлено необходимостью применения национального режима при поставке товара, выполнения работы, услуги.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что код 26.51.66.190 "Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки" входит в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При осуществлении закупок товаров, включенных в перечень, Заказчик обязан установить ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно извещению о проведении Аукциона, Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N878.
Согласно п. 3 Постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3 (2), 3 (3) Постановления N878 подтверждением страны происхождения предлагаемого товара является указание (декларирование) в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи.
Согласно протоколу подведения итогов, на участие в закупке было подано пять заявок:
- заявка N 1962786 ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОГИИ ПЛЮС" (страна происхождения товара - Россия);
- заявка N 1961999 ИП <_> (страна происхождения товара - Россия);
- заявка N 1963231 ООО "РОСТ-ГРУПП" (страна происхождения товара - Россия);
- заявка N 1963320 ООО "МАСТЕР ГРУПП" (страна происхождения товара - сведения не подтверждены);
- заявка N 1963816 ООО "СИНЕРГИЯ ПЛЮС" (страна происхождения товара - сведения не подтверждены).
В составе заявок ООО "МАСТЕР ГРУПП" и ООО "СИНЕРГИЯ ПЛЮС" указаны и предложены к поставке российские товары без предоставления в составе заявок сведений, подтверждающих страну происхождения товаров - не представлены номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции или номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров.
Вместе с тем, на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки заявка, со страной происхождения товара Российская Федерация.
Согласно п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе).
Инспекция Управления приходит к выводу о том, что решение комиссии о признании заявок ООО "МАСТЕР ГРУПП" и ООО "СИНЕРГИЯ ПЛЮС" несоответствующими требованиям извещения является правомерным и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичное требование установлено Приложением N3 к извещению о проведении Аукциона - Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и Инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 п. 2 Инструкции по заполнению заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки могут быть представлены по рекомендуемой Форме "Информация о товаре" (приложено к Инструкции по заполнению заявки), либо в произвольной форме. При этом информация о товаре (характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), наименование страны происхождения товара) включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что заявка N 1961999 (ИП <_>) не содержала в своем составе информации о поставляемом товаре. Вместе с тем, указанная заявка не была отклонена закупочной комиссией Уполномоченного учреждения.
Таким образом, Аукционная комиссия нарушила пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки участника Аукциона.
При принятии настоящего решения учитывается, что Заказчиком с победителем электронной процедуры - ООО "СЕРВИС ТЕХНОЛОГИИ ПЛЮС" заключен контракт N 12753 от 04.09.2023, в связи с чем основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
Инспекция по проведению внеплановых проверок на основании статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе в отношении Заказчика "Управление автомобильными дорогами УР", уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", аукционной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" при проведении электронного аукциона "N зз-29428-2023 установка элементов обустройства автомобильных дорог (монтаж технических средств автоматической фотовидеофиксации) на автомобильной дороге Якшур-Бодья - Шаркан. км 28 (н.п. Сосновка)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123012753) считать оконченной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии ГКУ УР "РЦЗ УР" нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 25 октября 2023 г. N 018/06/99-786/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023