В связи с поступлением обращения Прокуратуры Падунского района г. Братска, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, на основании статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N038/285/23 от 18 октября 2023 года;
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: *;
участники Инспекции: ***;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении в отношении заказчика - Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска (ИНН: 3803101467) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следующих контрактов:
- муниципальный контракт N 140 от 30.12.2021;
- муниципальный контракт N 14 от 01.03.2021;
- муниципальный контракт N 20 от 01.04.2021.
Место нахождения Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска (далее - Заказчик) - 665708, Иркутская область, г. Братск, пр-кт Ленина (центральный ж/р), д. 37.
Проверка начата - 18 октября 2023 года, окончена - 31 октября 2023 года.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- письменные пояснения Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска от 24.10.2023 г.;
- муниципальный контракт N 140 от 30.12.2021;
- муниципальный контракт N 14 от 01.03.2021;
- муниципальный контракт N 20 от 01.04.2021;
- распоряжение N 157 от 29.04.2023;
- должностная инструкция председателя КЖКХ Администрации г. Братска;
- приказ о приеме на работу 798-л от 12.10.2021;
- приказ об увольнении 587-л от 01.08.2023;
- акты выполненных работ по форме КС-2, КС-3;
- уведомление о наличии штрафа;
- платежные поручения N35063, 350654, 37002, 37003, 41914, 58227;
- коммерческие предложения;
- справки о стоимости выполненных работ N 1 от 28.02.2022, N 1 от 31.01.2022, N 1 от 31.03.2022, N16 от 30.04.2022.
Описательная часть
16 октября 2023 года в Иркутское УФАС России из Прокуратуры Падунского района г. Братска поступило обращение о возможном нарушении Федерального закона N44-ФЗ по факту заключения контрактов с идентичными условиями, направленными на достижение единой хозяйственной цели и имеющих признаки искусственного дробления для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Федеральный закон N 44-ФЗ, без проведения конкурентной процедуры.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ 30.12.2021 года между Заказчиком Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска и Обществом с ограниченной ответственностью "Рубеж" заключен контракт N 140 (ИКЗ: 213380310146738040100100050000000244). Предметом контракта является выполнение работ по содержанию светофорных объектов. Цена Контракта составила 500 000 рублей. Срок выполнения работ: с 01.01.2022 по 28.02.2022 г.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ 01.03.2022 года между Заказчиком Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска и Обществом с ограниченной ответственностью "Рубеж" заключен контракт N 14 (ИКЗ: 213380310146738040100100050000000244). Предметом контракта является выполнение работ по содержанию светофорных объектов. Цена Контракта составила 250 000 рублей. Срок выполнения работ: с 01.03.2022 по 31.03.2022 г.
На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ 01.04.2022 года между Заказчиком Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска и Обществом с ограниченной ответственностью "Рубеж" заключен контракт N 20 (ИКЗ: 213380310146738040100100050000000244. Предметом контракта является выполнение работ по содержанию светофорных объектов. Цена Контракта составила 250 000 рублей. Срок выполнения работ: с 01.04.2022 по 30.04.2022 г.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно письма ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - письмо ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19) в соответствии со статьей 24 Федерального закон N 44-ФЗ заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закон N 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
При этом Закон N 94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Федерального закон N 44-ФЗ с 01.01.2014.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Федерального закон N 44-ФЗ не содержит иных ограничений.
Таким образом, неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ, не является нарушением требований Федерального закон N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно информации, предоставленной Заказчиком совокупный годовой объем закупок на 2022 год составил 649 259 198, 26 (шестьсот сорок девять миллионов двести пятьдесят девять тысяч сто девяносто восемь рублей двадцать шесть копеек).
Из положения пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ следует, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
10% от совокупного годового объема Заказчика составляет 64 925 919, 82 рублей (шестьдесят четыре миллиона девятьсот двадцать пять тысяч девятьсот девятнадцать рублей восемьдесят две копейки).
Согласно информации, предоставленной Заказчиком, годовой объем закупок на 2022 год по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ составил 37 077 701, 67 (тридцать семь миллионов семьдесят семь тысяч семьсот один рубль шестьдесят семь копеек), что не превышает 10% от совокупного объема Заказчика.
Учитывая, что работы по содержанию светофорных объектов, оказываемые по каждому из вышеназванных договоров, не взаимосвязаны друг с другом, каждые из которых удовлетворяет потребности заказчика в части технического обслуживания светофорных объектов, включающее проведение проверок дневной видимости светофора, проверки соответствия цикла работы светофора заданному режиму, осмотры кабельных трасс, проверки, чистки, регулировки рубильников, обслуживание котроллера, ремонт светофорных объектов по мере необходимости, т.е. в определенном количестве, несостоятельны доводы прокуратуры о том, что рассматриваемые договоры образуют единую сделку, направлены на достижение единой хозяйственной цели. Доказательств обратного Иркутское УФАС не представлено.
Рассматриваемые договоры заключены в пределах суммы, предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 93 Федеральный закон N 44-ФЗ. Доказательства превышения Заказчиком годового объема закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Федеральный закон N 44-ФЗ в материалах дела отсутствуют.
Согласно письму ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ, не является нарушением требований Федерального закон N 44-ФЗ, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения. Действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закон N 44-ФЗ в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, Инспекция Иркутского УФАС России, руководствуясь письмом ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19, приходит к выводу, что объем выполненных работ по рассматриваемым договорам не определен каким-либо единым документом (например, сметой).
Следовательно, не представляется возможным сделать вывод о том, что выполненные единственным подрядчиком ООО "Рубеж" работы являются единым объектом закупки для удовлетворения одной нужды заказчика.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Братска (ИНН: 3803101467) при заключении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следующих контрактов: муниципальный контракт N 140 от 30.12.2021; муниципальный контракт N 14 от 01.03.2021; муниципальный контракт N 20 от 01.04.2021 нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 октября 2023 г. N 038/285/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023