Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам. Председателя Комиссии:
Кучеевой А.С. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда,
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта,
в присутствии представителя заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Багаутдинова Д.Н. (по доверенности) и представителей заявителей ООО "ШАХТАСТРОЙ" - Кабиной О.Л. (по доверенности), ООО "ЭКОЛЕКАРЬ" - Егорова А.А. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобы заявителей ООО "ШАХТАСТРОЙ", ООО "ЭКОЛЕКАРЬ" (вх. N11072/ж от 19.10.2023 г., вх. N11114/ж от 20.10.2023 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0311200014623000116 на предмет: "Рекультивация нарушенных земель"
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200014623000116 на предмет: "Рекультивация нарушенных земель" размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 13.10.2023 г.
Суть жалобы: по мнению заявителей, при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводом, изложенным в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика, позиции заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя ООО "ШАХТАСТРОЙ" в части неправомерного установления требования о наличии лицензии.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно Положению о лицензировании деятельности в области обращения с отходами деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню:
1. Сбор отходов I класса опасности
2. Сбор отходов II класса опасности
3. Сбор отходов III класса опасности
4. Сбор отходов IV класса опасности
5. Транспортирование отходов I класса опасности
6. Транспортирование отходов II класса опасности
7. Транспортирование отходов III класса опасности
8. Транспортирование отходов IV класса опасности
9. Обработка отходов I класса опасности
10. Обработка отходов II класса опасности
11. Обработка отходов III класса опасности
12. Обработка отходов IV класса опасности
13. Утилизация отходов I класса опасности
14. Утилизация отходов II класса опасности
15. Утилизация отходов III класса опасности
16. Утилизация отходов IV класса опасности
17. Обезвреживание отходов I класса опасности
18. Обезвреживание отходов II класса опасности
19. Обезвреживание отходов III класса опасности
20. Обезвреживание отходов IV класса опасности
21. Размещение отходов I класса опасности
22. Размещение отходов II класса опасности
23. Размещение отходов III класса опасности
24. Размещение отходов IV класса опасности
Согласно пункту 5.1.7. проекта контракта N130-23.смр, Исполнитель предоставляет Государственному заказчику копию имеющейся у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в случае если она необходима в соответствии с законодательством, в течении 45 календарных дней с даты заключения контракта. В случае получения новой лицензии, обновления/перевыпуска имеющейся лицензии Исполнитель предоставляет копию лицензии в течение 7 календарных дней с даты получения, обновления/перевыпуска лицензии.
Пунктом 5.1.9. проекта контракта N130-23.смр предусмотрено, в случае привлечения Исполнителем субподрядной организации, эти организации должны обладать лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в случае если она необходима в соответствии с законодательством и соответствовать иным требованиям, предусмотренным законодательством.
Извещением и аукционной документацией установлено дополнительное требование, согласно которому участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно наличие действующей "лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов III-IV классов опасности", наличие которой подтверждается записью в реестре лицензий; 2) соответствие требованиям, установленным в соответствии с пп. 3-5,7-11 ч. 1 ст.31 44-ФЗ, (участником предоставляется декларация о соответствии требованиям, установленным в соотв. с пп.3-5,7-11 ч.1 ст.31 44-ФЗ).
Предметом рассматриваемой закупки является рекультивация нарушенных земель.
Согласно представленным доводам Заявителя, Заказчик не вправе устанавливать данное требование к участникам закупок ввиду того, что предмет закупки не относится к лицензируемым видам деятельности.
Исходя из представленных доводов Заявителя, согласно извещению N 0311200014623000116, проекту контракта N130-23.смр, сводным сметным расчетам и локальным сметным расчетам, входящих в состав извещения, деятельность по транспортировке отходов III-IV классов опасности не является предметом закупки и не включена Заказчиком в перечень выполняемых видов работ, а лишь входит в состав работ, на выполнение которых подрядчик может привлечь субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, а также Заказчиком не указано право Исполнителя при отсутствии собственной лицензии на транспортирование отходов III-IV классов опасности, привлекать к выполнению работ субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности. Также в размещенной заказчиком документации имеются противоречия в требованиях: в контракте указано о наличии у исполнителя лицензии на обращение с отходами, в извещении о наличии лицензии на транспортирование отходов III-IV классов опасности.
Согласно представленным данным и пояснениям Заказчика рекультивация нарушенных земель включает деятельность по обращению с отходами. Проектной документацией, размещенной в составе извещения, предусмотрены работы по обращению с отходами на которые необходимо наличие лицензии, в том числе Проектной документацией предусмотрена транспортировка отходов до места утилизации. Иные работы по корчевке кустарника, подготовке временной дороги и прочие являются сопутствующими работами, не являющимися основным предметом закупки и составляющими малую часть от общего объема работ. Основной объем работ, являющийся объектом закупки, подлежит лицензированию.
Также, согласно пояснениям представителя Заказчика, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения Государственного контракта не исключает необходимость наличия соответствующей лицензии у участников закупки.
Комиссия Татарстанского УФАС России в ходе анализа представленных данных приходит к выводу о том, что требование о наличии лицензии на обращение с отходами (транспортирование отходов III - IV классов опасности) установлено в соответствии с действующим законодательством, так как согласно Проектной документации по данной закупке предусмотрены работы именно по обращению с отходами на которые необходимо наличие лицензии.
В соответствии с Проектной документацией работы по утилизации составляют основной объем всех работ, а именно 86,38 %. Следовательно, они подлежат лицензированию.
Также Заявителем не предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя ООО "ШАХТАСТРОЙ" в части противоречии в требованиях.
Извещением о проведении закупки установлено дополнительное требование к участникам закупки, предусматривающее соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно наличие действующей "лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование отходов III-IV классов опасности", наличие которой подтверждается записью в реестре лицензий; 2) соответствие требованиям, установленным в соответствии с пп. 3-5,7-11 ч. 1 ст.31 44-ФЗ, (участником предоставляется декларация о соответствии требованиям, установленным в соотв. с пп.3-5,7-11 ч.1 ст.31 44-ФЗ).
Согласно п. 5.1.7. Исполнитель предоставляет Государственному заказчику копию имеющейся у него лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в случае если она необходима в соответствии с законодательством, в течении 45 календарных дней с даты заключения контракта. В случае получения новой лицензии, обновления/перевыпуска имеющейся лицензии Исполнитель предоставляет копию лицензии в течение 7 календарных дней с даты получения, обновления/перевыпуска лицензии.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности к заявлению о предоставлении лицензии, указанному в пункте 5 настоящего Положения, соискатель лицензии прилагает копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения о реквизитах документов, подтверждающих сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и помещениях) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, кроме работ по транспортированию, для которых нужно прилагать:
копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ, включая требования наличия на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов;
копии документов о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, выданных соискателю лицензии - индивидуальному предпринимателю и работникам соискателя лицензии, допущенным к осуществлению деятельности в области обращения с отходами в случае, если сведения о прохождении профессионального обучения, дополнительного профессионального образования отсутствуют в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (в случае если такие сведения зарегистрированы в указанной информационной системе, представляются сведения о перечне лиц, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, и реквизиты документов, подтверждающих получение этими лицами профессионального обучения, дополнительного профессионального образования).
Следовательно, участник закупки при подаче заявки может предоставить лицензию только для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности, так как место проведения работ по закупке определяется после заключения Контракта.
Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что в проекте контракта указывается требование о наличии лицензии на обращение с отходами у Исполнителя, а в извещении о проведении закупки у участника закупки.
Довод заявителя признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя ООО "ЭКОЛЕКАРЬ" в части отсутствия казначейского сопровождения.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" установлено, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казначейское сопровождение расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве).
Согласно представленным доводам Заявителя, Заказчиком в извещении не установлено казначейское сопровождение, что противоречит статье 5 Закона N 466-ФЗ, а также п.п. 2 пункта 1 статьи 242.26. БК РФ, согласно которому казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 5 статьи 242.23 настоящего Кодекса подлежат средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (включая средства, указанные в абзаце четвертом подпункта 1 статьи 242.27 настоящего Кодекса).
Согласно представленным пояснениям Заказчика, на рекультивацию нарушенных земель финансирование выделяется Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации согласно которому осуществляется финансирование расходных обязательств субъекта РФ, не связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества), софинансируемых из федерального бюджета. Финансирование предусмотрено по коду 244 - прочие расходы, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства. В связи с тем, что источником финансирования не являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства Заказчиком не установлено требование о казначейском сопровождении контракта.
Комиссия Татарстанского УФАС России в ходе анализа представленных данных приходит к выводу о том, что установление требования о наличии казначейского сопровождения контракта в данном аукционе не требуется, ввиду того, что объект закупки финансируется Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, которым предусмотрены расходы, не связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, что не соответствует статье 5 Закона 466-ФЗ.
Также Заявителем не предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Довод заявителя признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя ООО "ЭКОЛЕКАРЬ" в части установления ненадлежащего требования обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с абзацем 7 пункта 9 Постановления КМ РТ от 29.11.2022 N 1266 "О мерах по реализации закона Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" получатели средств бюджета Республики Татарстан при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих оплате за счет средств бюджета Республики Татарстан, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им в установленном порядке, предусматривают авансовые платежи в размере от 30 до 50 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств - по договорам (государственным контрактам), средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Согласно пункту 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
Исходя из представленных доводов Заявителя, Заказчик не имел права устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере 50 % от его стоимости, так как согласно части 6.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно представленным пояснениям Заказчика, установление размера обеспечения контракта на основании части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе некорректно, так как расчет по данному контракту не подлежит казначейскому сопровождению, исходя из этого, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, им был установлен размер обеспечения исполнения контракта в размере аванса, а именно 50 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия Татарстанского УФАС России в ходе анализа представленных данных приходит к выводу о том, что при отсутствии казначейского сопровождения, положения части 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе не могут быть применены к данной закупке.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы заявителей ООО "ШАХТАСТРОЙ", ООО "ЭКОЛЕКАРЬ" (вх. N11072/ж от 19.10.2023 г., вх. N11114/ж от 20.10.2023 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ГЛАВНОЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0311200014623000116 на предмет: "Рекультивация нарушенных земель" необоснованными.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии: |
А.С. Кучеева |
Члены Комиссии: |
И.Г. Никитина
Л.А. Акперова
|
|
|
|
|
|
|
Исп.: Никитина И.Г.8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 26 октября 2023 г. N 016/06/42-1485/2023 (ключевые темы: класс опасности - утилизация - казначейское сопровождение - транспортирование отходов - обращение с отходами)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023