Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела; Никитиной И.Г. - специалиста 1 разряда, |
проведя на основании приказа N02/201-пр от 20.10.2023 г. внеплановую документарную проверку в отношении ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" (Российская Федерация, 420073, Татарстан Респ, Казань г, УЛ ШУРТЫГИНА, Д. 15, ИНН 1660061210) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N 0311100007223000067 на предмет: "Установка металлического барьерного ограждения на автомобильных дорогах.",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0311100007223000067 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 21.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 38 563 844,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок - 29.06.2023 г.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -
29.06.2023 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.06.2023 NИЭА1 на участие в закупке было подано 5 заявок. Победителем признано ООО "МЕГАНЕФТЬ" с предложением о цене контракта 23 331 125,62 рублей.
Суть жалобы: по мнению заявителя, при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Проанализировав техническое задание извещения, установлено, что участник рассматриваемой закупки должен будет выполнить следующие работы:
1. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, Республика Татарстан: км 834+307 (Разворотная петля), км 842+367 (Разворотная петля), км 842+428 (Разворотная петля), км 845+275 (Разворотная петля), км 845+343 (Разворотная петля), км 847+882 (Разворотная петля), км 847+970 (Разворотная петля), км 855+477 (Разворотная петля), км 855+577 (Разворотная петля), км 859+855 (Разворотная петля), км 859+948 (Разворотная петля), км 861+573 (Разворотная петля), км 861+640 (Разворотная петля), км 867+578 (Разворотная петля), км 867+668 (Разворотная петля), км 869+135 (Разворотная петля), км 875+340 (Разворотная петля), км 875+405 (Разворотная петля), км 879+072 (Разворотная петля), км 879+123 (Разворотная петля), км 883+861 (Разворотная петля), км 883+911 (Разворотная петля), км 912+202 - 912+538 (Справа на разделительной полосе), км 912+610 - 912+760 (Справа на разделительной полосе), км 912+714 - 912+760 (Слева на разделительной полосе), км 913+186 - 913+986 (Справа на разделительной полосе), км 929+353 (Разворотная петля), км 930+829 (Разворотная петля), км 932+531 (Разворотная петля), км 934+177 (Разворотная петля), км 937+665 (Разворотная петля), км 939+355 (Разворотная петля), км 942+334 (Разворотная петля), км 963+998 (Разворотная петля), км 964+060 (Разворотная петля), км 966+296 (Разворотная петля), км 966+360 (Разворотная петля), км 968+096 (Разворотная петля), км 968+170 (Разворотная петля), км 982+048 (Разворотная петля), км 1004+847 (Разворотная петля), км 1005+586 (Разворотная петля), км 1007+330 (Разворотная петля).
Объем работ - 3090 пог.м., срок завершения работ - не позднее 01.10.2023 г.
2. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск, подъезд к г. Самара, Ульяновская область: км 195+009 - км 195+189 (Справа на разделительной полосе), км 195+045 - км 195+189 (Слева на разделительной полосе), км 199+470 - км 200+020 (Справа на разделительной полосе), км 199+470 - км 200+020 (Слева на разделительной полосе).
Объем работ - 1424 пог.м., срок завершения работ - не позднее 01.10.2023 г.
3. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск, подъезд к г. Самара, Ульяновская область: км 195+056 - км 195+974 (слева), км 199+464 - км 199+980 (слева) сбоку от проезжей части.
Объем работ - 1434 пог.м., срок завершения работ - не позднее 01.10.2023 г.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 38 563 844,00 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 1 928 192,20 руб., размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 3 856 384,40 руб.
Комиссия изучив Извещение и приложения к Извещению, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот выполнение работ на различных автомобильных дорогах, расположенных в различных субъектах РФ приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по договорам, представляемыми участниками Конкурса в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, в соответствии с условиями Извещения Работы необходимо оказывать в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку.
Закон о контрактной системе запрещает ограничения количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.
Объединение в один лот работ, расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения Работ в определенном субъекте Российской Федерации, в следствие чего сокращается число претендентов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что на участие в закупке было допущено 5 заявок и снижение цены контракта составило 15 232 718,38 рублей, в рассматриваемом случае Комиссия не находит оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика "ФКУ ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева
И.Г. Никитина |
Исп.: Никитина И.Г., Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 ноября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023