Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Управление архитектуры и службы заказчика по строительство администрации МО Усть-Лабинский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по объекту: "Строительство центра единоборств и благоустройство территории МБУ "Центр олимпийской подготовки по ул. Владимирской, 171 в г. Лабинске Краснодарского края" (извещение N 0818500000823006845) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что порядок оценки заявок участников закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации N 2604.
Представителями Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Выполнение работ по объекту: "Строительство центра единоборств и благоустройство территории МБУ "Центр олимпийской подготовки по ул. Владимирской, 171 в г. Лабинске Краснодарского края" (извещение N 0818500000823006845).
Заказчик - Управление архитектуры и службы заказчика по строительство администрации МО Усть-Лабинский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 132 073 393,37 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 24 Постановления N 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подпунктами "а", "б" пункта 28 Постановления N 2604 предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
Согласно пункту 20 Постановления N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по одной из приведённых в пунктах а - з формул.
Заказчиком в составе извещения установлена формула оценки заявок, предусмотренная подпунктом б) пункта 20 Постановления N 2604, которым не ограничено право заказчика в части выбора метода (формулы) расчета по рассматриваемому критерию оценки.
Неустановление формулы, предусматривающей наличия предельных максимальных значений, не может рассматриваться в качестве нарушения Закона о контрактной системе, поскольку порядок оценки заявок участников, содержащийся в извещении о закупке, не противоречит Постановлению N 2604.
Заявитель указывает, что предметы принимаемых к оценке договоров не соответствуют положениям п.31 Постановления N2604
В разделе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлено:
Согласно п.31 постановления Правительства Российской Федерации N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
То есть, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 2604, Заказчиком должны оцениваться контракты (договора), предусматривающие выполнение работ на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта), относящиеся к контрактам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Заказчик не вправе сужать данный перечень по своему усмотрению.
Данный довод также подтверждается позицией ФАС России, озвученной на семинаре-совещании с территориальными органами и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, на которую уполномоченное учреждение - ГКУ КК "ДГЗ" было приглашено.
При этом, в извещении, Заказчик установил следующие контракты к оценке:
к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует п.п. г) п. 31 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2604.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
В извещении по закупке установлено требование что участник закупки должен состоять в действующей СРО.
ООО "Экодом" не состоит в реестре СРО.
Заявителем не предоставлены доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов ООО "Экодом" при установлении данного порядка оценки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" обоснованной в части нарушения ч.8 ст.32, п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - Управление архитектуры и службы заказчика по строительство администрации МО Усть-Лабинский район нарушения ч.8 ст.32, п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенные нарушения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823006845).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 октября 2023 г. N 1132/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023