На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении Заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи при проведении Уполномоченным органом - администрацией МО г.о. город-курорт Сочи КК открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по кронированию, сносу аварийных деревьев на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2023-2025 годах (в том числе на территории мест захоронений)" (извещение N 0118300018723000306) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение Прокуратуры г. Сочи, согласно которому Заказчиком установлены избыточные требования, которые ограничивают участников (укрупнение лота), а также имеют факты разночтения извещения и проекта контракта в части срока действия банковской гарантии.
Заказчиком представлены письменные возражения. С доводами обращения не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г.о. город-курорт Сочи проведена закупка: "Выполнение работ по кронированию, сносу аварийных деревьев на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2023-2025 годах (в том числе на территории мест захоронений)" (извещение N 0118300018723000306).
Заказчик - администрация Лазаревского внутригородского района г. Сочи.
Начальная (максимальная) цена контракта - 94 111 800,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
На основании ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
Согласно перечню видов работ Заказчику требуется:
N |
Наименование |
Количество (физические показатели, без учета кратности) |
Ед-ца измер.
|
Примечание
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Снос аварийных деревьев в 2023-2025 годах | ||||
1 |
Валка деревьев с применением автогидроподъемника без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных при диаметре ствола: более 36 см |
1 |
м3 |
|
2 |
Валка деревьев с корня без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород при диаметре ствола: до 36 см |
1 |
м3 |
|
3 |
Устройство разделочных площадок, разделка древесины, диаметр стволов: более 36 см |
1 |
шт |
|
4 |
Погрузка-разгрузка и транспортирование |
1 |
м3 |
|
5 |
Передача порубочных остатков в установленном порядке с учётом действующего законодательства РФ в области обращения с отходами (утилизация, обезвреживание, размещение отходов) |
1 |
м3 |
|
Раздел 2. Снос деревьев на территории мест захоронений в 2023-2025 годах | ||||
6 |
Валка деревьев с применением автогидроподъемника без корчевки пня мягколиственных, твердолиственных при диаметре ствола: более 36 см |
1 |
м3 |
|
7 |
Валка деревьев с корня без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород при диаметре ствола: до 36 см |
1 |
м3 |
|
8 |
Устройство разделочных площадок, разделка древесины, диаметр стволов: более 36 см |
1 |
шт |
|
9 |
Погрузка-разгрузка и транспортирование |
1 |
м3 |
|
10 |
Передача порубочных остатков в установленном порядке с учётом действующего законодательства РФ в области обращения с отходами (утилизация, обезвреживание, размещение отходов) |
1 |
м3 |
|
Раздел 3. Кронирование деревьев в 2023-2025 годах | ||||
11 |
Кронирование деревьев в городских условиях диаметром более 36 см, с использованием автогидроподъемника |
1 |
м3 |
|
12 |
Кронирование деревьев в городских условиях диаметром до 36 см |
1 |
м3 |
|
13 |
Закраска ран у растущих деревьев: с земли и стремянок |
1 |
шт |
|
14 |
Закраска ран у растущих деревьев: с автогидроподъемника |
1 |
шт |
|
15 |
Погрузка-разгрузка и транспортирование |
1 |
м3 |
|
16 |
Передача порубочных остатков в установленном порядке с учётом действующего законодательства РФ в области обращения с отходами (утилизация, обезвреживание, размещение отходов) |
1 |
м3 |
|
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В извещении открытого конкурса в электронной форме указано:
Преимущества и требования к участникам |
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 |
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Финансирование лотов на оказание услуг по комплексному санитарному содержанию территорий и дорог Лазаревского внутригородского района города Сочи на 2023-2024 годы осуществляется из бюджета города Сочи в виде 2-х источников финансирования, что указано в постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 08.12.2021 N 2855 (ред. от 14.06.2023) "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Благоустройство территории города Сочи" и Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 08.12.2021 N 2858 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Дорожная деятельность на территории города Сочи".
В данных программах определены мероприятия по содержанию территорий города Сочи. Так, например, в программе "Дорожная деятельность" определено мероприятие - "Санитарное и зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Лазаревского внутригородского района".
Пунктами указанного постановления обозначены виды работ по содержанию, а именно: "2023 год: выполнение работ по зимнему содержанию дорог, очистка твердого покрытия от снега, наледи с применением лопаты, совка, скребка и других инструментов, очистка тротуаров, элементов обустройства дорог от снега и льда вручную, россыпь противогололедного материала; работа снегоотбрасывателя самоходного; очистка территории в полосах отвода дорог и улиц от случайного мусора вручную; работа мобильной бригады по сбору мусора в полосах отвода дорог и улиц после уборки; передача мусора на объект размещения отходов, сбор случайного мусора на тротуарах, под лавочками и др.; ручная очистка лестниц с выносом мусора; ручная очистка урн; ручная мойка урн; ручная уборка прилотковой части дорог; погрузка, транспортировка мусора; утилизация мусора; подметание тротуаров и прибордюрной части дорог; гидроструйная очистка бетонных поверхностей (брусчатка); механизированная мойка тротуаров; механизированная уборка прилотковой части дорог; механизированная мойка прилотковой части дорог; подметание полов, лестничных площадок и маршей; очистка приемных камер ливневых решеток; содержание элементов ливневой сети дорог и улиц; работа мобильной бригады по сбору мусора; передача мусора на сортировку, переработку; выкашивание травы вдоль дорог; проведение истребительных мероприятий; прополка карантинных растений; передача мусора на объект размещения отходов; передача растительных остатков на утилизацию; погрузка и транспортировка мусора; очистка водоотводных канав; очистка газонов от случайного мусора; ручная уборка тротуаров; сгребание с поверхности газонов листьев и органического мусора; косьба комбинированных газонов, количество эксплуатируемых подземных переходов, количество эксплуатируемых подъемных платформ с наклонным перемещением для инвалидов, содержание элементов ливневой сети дорог, ремонт малых архитектурных форма вдоль дорог, замена тротуарной плитки, обустройство тротуара, ремонт лестниц.
2024 - 2025 годы: выполнение работ по содержанию дорог аналогично.
В муниципальной программе "Благоустройство" также определены виды работ, и определены мероприятия на 2023 - 2025 годы: подбор павших животных; выполнение комплекса работ по подбору павших безнадзорных животных (дельфинов); работа мобильной бригады по сбору и вывозу мусора -; передача мусора на объект размещения отходов; передача растительных остатков на утилизацию; передача мусора на объект размещения; вывоз и утилизация автомобильных шин, работы по озеленению и иное."
Законодательством о контрактной системе и бюджетным законодательством предусмотрена возможность осуществления закупки на трехлетний период на основании доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на очередной финансовый год и плановый период на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
Таким образом, все виды работ объединены единым направлением содержания.
Виды работ, входящие в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов инфраструктуры и благоустройства на территории внутригородских районов г. Сочи.
С точки зрения технологии и оптимизации процесса уборки и поддержания удовлетворительного санитарного состояния Заказчиками принято решение не разделять на отдельные лоты территории кладбищ, скверов и парков, мемориалов, зеленых зон, улиц (дороги и тротуары) и других территорий, находящихся во внутригородском районе на несколько частей. При включении всех уборочных площадей в один контракт возможна разработка наиболее оптимального маршрута движения уборочной техники, рабочих групп, вывозу отходов, что способствует непрерывному и своевременному выполнению работ, с учетом климатических особенностей и туристической направленности региона.
Заказчик пояснил, что выполнение комплекса работ по содержанию дорог и благоустройству территории обусловлено тем, что разделение объединенных видов работ, как и по всем районам города Сочи приводило к тому, что подрядная организация, ответственная за уборку дорог, имела возможность перекинуть сметенный мусор на территорию другой подрядной организации, ответственной за уборку иных смежных территорий, что приводило к конфликтным ситуациям снижают качество уборки.
Предлагаемые администрацией к выполнению работы не требуют разных видов лицензий или членства в СРО, что также не ограничивает конкуренцию среди участников закупки. Привлечение субподрядков J не только не запрещено, но и установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе) в объеме 30% от цены контракта.
Действующее законодательство не предусматривает запрета на проведение торгов единым лотом товаров (работ, услуг), которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды.
Таким образом, все виды работ объединены единым направлением содержания, к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", данные требования к участникам закупки установлены надлежащим образом.
В силу п.17) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе гласит, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
В извещении открытого конкурса в электронной форме установлено:
Обеспечение исполнения контракта | |
Размер обеспечения исполнения контракта |
28233540.00 Российский рубль |
Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению |
Исполнение Подрядчиком обязательств по контракту может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Муниципальным заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Муниципальному заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком, самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. |
В п.12.1 Контракта указано:
"Исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный Муниципальным Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Муниципальному Заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Подрядчиком с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный Контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Независимая гарантия оформляется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации".
В извещении открытого конкурса в электронной форме указан размере в размере 30% от НМЦК:
Обеспечение исполнения контракта | |
Требуется обеспечение исполнения контракта |
|
Размер обеспечения исполнения контракта |
28233540.00 Российский рубль |
В п.12.2 Контракта указано: Подрядчик представляет обеспечение выполнения обязательств Подрядчиком по Контракту в размере 15 (пятнадцать) процентов от начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет____ рублей.
Таким образом, извещение и проект контракта содержит разночтение, что является нарушением ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
Допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
05.05.2023 г. между Заказчиком и Победителем заключён контракт.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи установлено нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 октября 2023 г. N 023/06/99-5491/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023