Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Лазаренко С.А. по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по организации ежедневного лечебного питания" (извещение: N 0818500000823003913),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Лазаренко С.А. (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по организации ежедневного лечебного питания" (извещение: N 0818500000823003913).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 NИЭА1 ИП Лазаренко С.А. признан победителем закупки.
14.06.2023 между ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК и ИП Лазаренко С.А. заключен контракт на сумму 5 000 000,00 рублей.
10.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Индивидуальный предприниматель Лазаренко Светлана Анатольевна;
- адрес: 352941, Краснодарский край, г. Армавир, ст. Старая, ул. Дружбы, 47;
- ИНН: 234303867958.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по организации ежедневного лечебного питания" (извещение: N 0818500000823003913).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 NИЭА1 ИП Лазаренко С.А. признан победителем закупки.
14.06.2023 между ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК и ИП Лазаренко С.А. заключен контракт на сумму 5 000 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по организации ежедневного лечебного питания (далее - услуги) с характеристиками согласно Описания объекта закупки (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
В соответствии с п. 3.1 контракта оказание услуг осуществляется ежедневно.
Начало срока оказания услуг - 01.07.2023, окончание - 31.12.2023 г.
Срок исполнения контракта: с 01.07.2023 по 16.02.2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ИП Лазаренко С.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
31.07.2023 г. при бракераже лечебного питания сотрудниками лечебного учреждения обнаружено - котлета мясная имела неприятный кислый запах и вкус, целостность нарушена, обнаружены участки неравномерного приготовления пищи. Актом об отказе в приемке оказанных услуг от 31.07.2023 г. в приемке питания отказано.
ГБУЗ "АрОД" направило Исполнителю претензию по качеству оказываемых услуг и потребовало уплаты штрафа (исх. N 06/507 от 15.08.2023 г.).
20.09.2023 г. при бракераже лечебного питания сотрудниками лечебного учреждения в термосе со вторым блюдом (плов с курицей) обнаружены неживые существа, по внешнему виду имеющие признаки насекомых. Актом об отказе в приемке оказанных услуг от 09.09.2023 г. в приемке питания отказано.
ГБУЗ "АрОД" направило Исполнителю претензию по качеству оказываемых услуг и потребовало уплаты штрафа (исх. N 06/560 от 14.09.2023 г.).
05.10.2023 г. при бракераже лечебного питания сотрудниками лечебного учреждения обнаружено - в молочной каше Геркулес существа, по внешнему признаку напоминающие червеобразных. Актом об отказе в приемке оказанных услуг от 05.10.2023 г. в приемке питания отказано.
ГБУЗ "АрОД" направило Исполнителю претензию по качеству оказываемых услуг и потребовало уплаты штрафа (исх. N 06/603 от 05.10.2023 г.).
Акты не были составлены с нарушением порядка фиксации нарушений, установленных контрактом, так как в соответствии с пунктом 7.8. Контракта заказчиком проводилась экспертиза своими силами, при приемке лечебного питания присутствовал представитель Исполнителя, о чем свидетельствуют подписи на каждом из 3-х Актов от 31.07.2023 г, от 09.09.2023 г., от 05.10.2023 г.
В результате неоднократного нарушения ИП Лазаренко С.А. качества поставляемого по контракту лечебного питания и замены его на не предусмотренные меню блюда в медицинском учреждении был нарушен режим лечебного питания.
Нарушение технологических процессов приготовления пищи, однообразное и не соответствующее меню питание может негативно отразиться на и без того ослабленном организме. От пациентов неоднократно поступали жалобы на качество питание и на плохое самочувствие после приема пищи.
В целях проверки соответствия качества продуктов питания, из которых готовится лечебное питание 17.10.2023 г у ИП Лазаренко С.А. в соответствии с условиями заключенного контракта Заказчиком затребованы копии следующих документов:
- сертификатов соответствия (декларации о соответствии) или их копии или ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения (или их копии), подтверждающие качество и безопасность продукции;
- личных санитарных книжек сотрудников;
- информацию о кадровом составе, с заключительными актами медицинских осмотров и допуске к работе.
Согласно п. 4.11. Контракта Исполнитель обязан 4.1.11. предоставить по первому требованию Заказчика сертификаты соответствия или декларации о соответствии или их копии, или ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животного происхождения (или их копии) подтверждающие качество и безопасность продукции, предназначенной для приготовления питания и соответствующее обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или Российской Федерации (техническим регламентам, ГОСТам, СанПиН).
На дату - 24.10.2023 г. от ИП Лазаренко С.А. поступили копии сертификатов соответствия на белковые смеси и витаминный комплекс. Остальные копии запрашиваемых документов не предоставлены.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В период срока исполнения контракта Исполнителем в соответствии с п. 4.1.3. Контракта в систему ЕИС в результате исполнения своих обязательств были загружены электронные документы об исполнении (документы о приемке):
1. Документ о приемке N 222 от 12.07.2023;
2. Документ о приемке N 226 от 07.08.2023;
3. Документ о приемке N 227 от 07.08.2023;
4. Документ о приемке N 233 от 06.09.2023;
5. Документ о приемке N 234 от 06.09.2023;
6. Документ о приемке N 237 от 07.09.2023;
7. Документ о приемке N 241 от 04.10.2023;
8. Документ о приемке N 242 от 04.10.2023;
9. Документ о приемке N 243 от 04.10.2023;
10. Документ о приемке N 245 от 11.10.2023, на общую сумму в размере 1 419 046,20 рублей (оплачено из них 857 142,00 руб.).
12.10.2023 Исполнителем направлено возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исполнитель уведомил Заказчика о том, что на момент направления принятия решения об одностороннем отказе претензии являются необоснованными, в связи с тем, что все замечания были устранены в полном объеме, что подтверждается, в том числе актом об отказе в приемке оказанных услуг от 05.10.2023.
После направления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Исполнитель продолжил исполнять обязательства в соответствии с его условиями, что подтверждается актом N 247 от 24.10.2023.
В соответствии с п. 4.1.15. Контракта в случае несоблюдения Исполнителем санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении готовой продукции; рецептуры и технологии приготовления готовой продукции, а также включения в рацион питания некачественных продуктов питания; недопоставки объемов партии готовой продукции. Исполнитель должен устранить данные нарушения в течение 1 часа с момента их выявления.
Согласно пункту 8.5 Контракта при наличии обоснованных письменных замечаний от Заказчика по качеству, количеству оказанных услуг по обеспечению лечебным питанием, такие замечания незамедлительно устраняют в день обнаружения дефекта за счет Исполнителя.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что применение к ИП Лазаренко С.А. санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК в отношении ИП Лазаренко С.А. (352941, Краснодарский край, г. Армавир, ст. Старая, ул. Дружбы, 47; ИНН: 234303867958), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 октября 2023 г. N РНП-23-901/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2023