рассмотрев жалобу ООО "Поликлиника БЕБИ РУ" (далее - Заявитель) на действия МБУ ДО СШ N2 пгт. Ильского МО Северский район имени заслуженного тренера РСФСР и СССР Омельченко М.Д. при проведении администрацией МО Северский район электронного аукциона: "Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО) лицами, занимающимися спортом на разных этапах спортивной подготовки)" (номер извещения N 0318300165723000580) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения извещения электронного аукциона.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.10.2023 г. уполномоченным органом - администрацией МО Северский район размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО) лицами, занимающимися спортом на разных этапах спортивной подготовки)" (номер извещения N 0318300165723000580). Заказчик - МБУ ДО СШ N2 пгт. Ильского МО Северский район имени заслуженного тренера РСФСР и СССР Омельченко М.Д.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 744 540,66 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 6), п. 7), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг); информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги; начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
В извещении установлено:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки. КТ/МРТ (по показаниям). |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки - тренировочный этап(этап спортивной специализации ТЭ) (девочки до 15 лет и старше 15 лет). Осмотр гинеколога (по показаниям) |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки - тренировочный этап(этап спортивной специализации ТЭ) (девочки и мальчики старше 15 лет). Флюорография. |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки - тренировочный этап(этап спортивной специализации ТЭ) (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Осмотр дерматовенеролога (по показаниям) |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки - тренировочный этап(этап спортивной специализации ТЭ). Осмотр уролога (по показаниям). |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки - тренировочный этап(этап спортивной специализации ТЭ) (девочки и мальчики до 15 лет и старше 15 лет). Без учета флюорографии, Стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой), Холтеровского мониторирования, КТ/МРТ, осмотра гинеколога , уролога, дерматовенеролога. |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки. Этап начальной подготовки (девочки и мальчики до 15 лет) |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки. Спортивно-оздоровительный этап (девочки и мальчики до 15 лет) |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки. Стресс-ЭхоКГ (под нагрузкой) (по показаниям). |
86.90.19.190 |
Медицинский осмотр (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)) лицами, занимающихся спортом на различных этапах подготовки. Холтеровское мониторирование (по показаниям). |
86.90.19.190 |
В соответствии ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Извещение содержит файл "Описание объекта закупки.docx", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим характеристикам:
1. Описание объекта закупки: 1.1. Цель оказания услуг: Целью медицинских осмотров (далее обследование) лиц, занимающихся спортом на различных этапах спортивной подготовки (в том числе по программе углубленного медицинского обследования (УМО)), а также лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом является определение состояния здоровья для допуска к указанным мероприятиям. 1.2. Виды оказываемых услуг: Обследование лиц, занимающихся спортом (далее - спортсменов), на спортивно-оздоровительном этапе, этапе начальной подготовки, тренировочном этапе должно быть выполнено в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок услуг. Объем проводимых врачами-специалистами обследований, виды и количество необходимых клинико-лабораторных и функционально-диагностических методов обследований, по Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 г. N 1144н"Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях", согласно Приложению N 1 к настоящему описанию объекта закупки. 1.3.Место оказания услуг: Российская Федерация, Краснодарский край, территория муниципального образования Северский район. Транспортировку спортсменов к месту оказания услуг и обратно Исполнитель осуществляет своими силами и за свой счет, в соответствии с Постановлением Правительства от 23.09.2020 г. N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами". |
Уполномоченным органом представлены пояснения, согласно которым был подан запрос о разъяснении положений извещения о закупке. В регламентированный срок размещен ответ на запрос в котором указана информация об ориентировочной численности детей 616 человек. Формирование графика проведения медицинских осмотром полностью возлагается на исполнителя по контракту, из чего следует, что получение списков спортсменов с указанием этапов спортивной подготовки от Заказчика позволяет минимализировать затраты в интересах исполнителя.
В пояснениях уполномоченный орган указывает, что определить точный объем подлежащих оказанию услуг не представлялось возможным, т.к. в соответствии с приказом 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - приказ N1144н) в программе медицинских осмотров осмотр некоторыми врачами-специалистами и часть клинико-лабораторных и функционально-диагностических методов обследования осуществляется лишь по показаниям.
Ограничение по территориальности пределами Северского района обусловлено обеспечением дополнительной безопасности, и заключается в следующем:
- Перевозка детей по территории района имеет процедуру упрощённого согласования; дорога "А-146 Краснодар - Верхнебаканский" признана самой загруженной на Кубани. Интенсивность движения по ней очень высокая. Поэтому планировать медицинский осмотр на территории города Краснодара или города Крымска небезопасно.
- Некоторые анализы сдаются детьми утром строго натощак, в связи с чем их длительное передвижение, особенно в условиях утренних пробок в г.Краснодаре и при въезде в него вызывает кинетоз ("укачивание"). В большинстве случаев признаки кинетоза возникают в пределах 30 минут после начала езды, в связи с чем Заказчик также отдает предпочтение территории района.
В части возможности осуществления доставки лиц железнодорожным транспортом до г. Краснодара (ежедневной пригородной электричкой) из пояснений уполномоченного органа следует, что заявки на резервирование мест для перевозки организованной группы пассажиров железнодорожным транспортом принимаются не менее чем за 45 суток и до 10 суток до даты отправления поезда. Данная информация указана в Приказе Министерства транспорта РФ от 5 сентября 2022 г. N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом". По этой причине письмо от ООО "Новый Горизонт" с указанием срока в размере "5 суток до планирования поездки" считаем несостоятельным аргументом. Указанная организация не имеет лицензии на осуществление перевозок пассажиров автобусным транспортом, из чего следует вывод, что организация транспортировки ими осуществлялась не самостоятельно, а с привлечением иных лиц.
В жалобе Заявитель ссылается на приказ N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (далее - приказ N 514 н). В нем указано, что в случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) в части выполнения некоторых работ (услуг), указанная медицинская организация заключает договор для проведения профилактических осмотров с иными медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг).
Приказом N 1144н не предусмотрено данное право, но вместе с тем в закупке было предусмотрено право привлечения соисполнителей.
Согласно приказа N514н выдается медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой, а в соответствии с приказом N 1144н определяется программа медицинского осмотра детей в случае установления конкретной группы здоровья.
Заявитель неверно трактует раздел 5 "Описания объекта закупки". В пункте 5 "Описания объекта закупки" указано: "Привлечение соисполнителей: Допускается привлекать к исполнению третьих лиц. Привлечение соисполнителей допускается при наличии у соисполнителя необходимой действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности и в соответствии с установленными требованиями к участникам закупки.".
От соисполнителя не требуется наличие лицензии на все виды услуг, а только наличие на те виды услуг, которые будут переданы исполнителем соисполнителю. Количество соисполнителей не ограничено.
Выполнение соисполнителем услуг осуществляется в соответствии с требованиями описания объекта закупки и проекта контракта. В описании закупки не указано что медицинский осмотр осуществляется в пределах одного помещения (адреса).
Условие, дающее право участнику аукциона привлечь соисполнителя услуг, имеющего лицензию на осуществление вида деятельности, являющегося предметом закупки, не освобождает участника от обязанности получения лицензии на этот вид деятельности (аналогичный вывод указан в: Определение Верховного Суда РФ от 3 октября 2016 г. N 309-КГ 16-12918, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2022 г. N Ф04-5095/22 по делу N А45-35428/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2016 г. N Ф09-6329/16 по делу N А76-23757/2015).
Требование к лицам о наличии лицензии по перевозкам пассажиров не установлено, в связи с тем, что предмет закупки - медицинский осмотр.
Согласно разъяснениям Минфина России в письме от 21.02.2018 N 24-02-03/11100 "О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА", п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Транспортировка спортсменов к месту оказания услуг и обратно, не является самостоятельным объектом закупки, т.к. по итогам закупки транспортировка может не потребоваться, например, оказание услуг, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада.
КТРУ 49.31.20.000-00000001 "Услуги по внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам сухопутным транспортом прочие" не указаны в закупке по причине того, что предмет закупки - медицинский осмотр.
Таким образом, положения извещения и "Описания объекта закупки" позволяют определить объем выполняемых работ, необходимых Заказчику. На участие в закупке поступило четыре заявки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Поликлиника БЕБИ РУ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300165723000580).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 октября 2023 г. N 1133/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2023