Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК", о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Кубань Мясо" по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка свиней на убой живым (средним) весом 100-120 кг." (извещение: N 0318100016023000032),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Кубань Мясо" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Поставка свиней на убой живым (средним) весом 100-120 кг." (извещение: N 0318100016023000032).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 NИЭА1 ООО "Кубань Мясо" признано победителем закупки.
11.09.2023 между ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" и ООО "Кубань Мясо" заключен контракт на сумму 9 387 000,00 рублей.
17.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "Кубань Мясо";
- адрес: 353211, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 18Г;
- ИНН: 2373007411, КПП: 237301001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" проводилась закупка: "Поставка свиней на убой живым (средним) весом 100-120 кг." (извещение: N 0318100016023000032).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2023 NИЭА1 ООО "Кубань Мясо" признано победителем закупки.
11.09.2023 между ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" и ООО "Кубань Мясо" заключен контракт на сумму 9 387 000,00 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику свиней для убоя живым (средним) весом 100-120 кг (далее - товар), а Заказчик, обязуется обеспечить приемку и оплату поставленного Товара согласно условиям Контракта.
Пунктом 1.2. контракта предусмотрено, что предметом является поставка:
N п/п |
Наименование |
ОКДП2 |
Кол-во, кг |
Цена за ед. изм. |
Сумма, руб. |
1 |
Свиньи для убоя живым (средним) весом 100-120 кг |
01.46.10.200 - Свиньи основного стада, кроме чистопородных |
63 000 |
149,00 |
9 387 000,00 |
Итого |
9 387 000,00 |
||||
Страна происхождения |
В соответствии с п. 4.1 контракта Поставщик обязуется произвести поставку Товара с момента заключения контракта сторонами до 01.10.2023.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "Кубань Мясо" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
18.09.2023 за N исх-23/46/1-9777 ФКУ ИК-5 УФИН России по Краснодарскому краю направило уведомление о необходимости осуществления поставки товара в количестве 9 000 кг до 25.09.2023 года.
26.09.2023 за вх. N 10147 (исх. 05/09-2023 от 19.09.2023) от ООО "КУБАНЬ МЯСО" получен ответ, в котором указано о невозможности осуществить поставку товара в связи со сложившимися не зависящими от них форс-мажорными обстоятельствами - возникновение заболевания африканской чумой свиней на территории Краснодарского края.
27.09.2023 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю направило претензию за исх. N 23/46/17.2 - 10031 о поставке товара и оплате неустойки.
02.10.2023 за вх. N 10407 (исх. 1/02 от 02.10.2023) от ООО "КУБАНЬ МЯСО" получен ответ, в котором указано о возможности осуществить поставку товара из г. Воронежа, но организация понесет убытки в сумме разницы между ценой покупки и продажи товара.
03.10.2023 ФКУ ИК-5 УФСИН России по Краснодарскому краю направило претензию за исх. N 23/46/17.2-10214 о поставке товара и оплате неустойки.
По состоянию на 17.10.2023 от ООО "КУБАНЬ МЯСО" ответ на претензию не поступал, товар не поставлен.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.9.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.10.2023 решение размещено в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Из пояснений ООО "Кубань Мясо" следует, что 18.09.2023 Поставщик получил первую заявку на поставку Товара от Заказчика в количестве 9000 кг свиней живым весом, однако, осуществить поставку не мог по независящим причинам, о чем 19.09.2023 года уведомил Заказчика.
В соответствии с условиями Контракта (пункт 8.2) уведомление направлено в течении 3-х дней с момента когда Поставщику стало известно о форс-мажоре.
Общество пояснило, что свиньи не отпускаются к продаже и введен ряд ограничений на реализацию и провоз свиней в районах выявления АЧС. К уведомлению Поставщика приложено Постановление Губернатора КК от 10.09.2023 N 687, срок введенного карантина - 6 месяцев с даты введения.
Заказчик 27.09.2023 направил претензию с требованием поставки товара из других территорий, не попадающих в перечень ограничений на оборот животных в угрожаемой зоне и в зоне наблюдения.
Изучив ситуацию по закупке свиней в Краснодарском крае и других регионах, Поставщику стало известно, что вспышка АЧС зафиксирована в 11 районах по Краснодарскому краю, что также привело к их резкому удорожанию.
Ответ Поставщика на претензию Заказчика направлен 02.10.2023 с обоснованием резкого увеличения стоимости свиней и предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Таким образом, для Поставщика, по независящим от него причинам возникли обстоятельства непреодолимой силы: повсеместная вспышка АЧС на территории Краснодарского края с введенными ограничениями по провозу и реализации животных и увеличение цены на свиней откорм в благополучных по заболеваниям регионам.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295).
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
В силу п. 15. постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Подрядчика в процессе исполнения контракта отсутствовали действия, направленные на умышленное и намеренное неисполнение обязательств по контракту, на момент исполнения Контракта Поставщик неоднократно связывался с Заказчиком, предоставляя объяснения и иные доказательства того, что предлагаемый к поставке товар не может быть поставлен в установленный контрактом срок, в связи с чем, применение к ООО "Кубань Мясо" санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков является несоразмерным с учетом обстоятельств дела.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Кубань Мясо" Заказчиком не представлено.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "Исправительная колония N5 УФСИН по КК" в отношении ООО "Кубань Мясо" (353211, Динской район, ст. Новотитаровская, ул. Крайняя, 18Г; ИНН: 2373007411, КПП: 237301001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 ноября 2023 г. N РНП-23-914/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023