рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Белоглинская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (Набор для внутривенных вливаний, для переливания крови)" (извещение N 0318300058523000070) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым с доводом не согласен. "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с потребностью Заказчика с соблюдением Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.10.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Белоглинская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (Набор для внутривенных вливаний, для переливания крови)" (извещение N 0318300058523000070).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 999,00 руб.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе).
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Заказчиком по поз. 3 "Набор базовый для внутривенных вливаний" установлены требования:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ* |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Уточнение вида значения характеристики закупаемого товара, указанной в соответствии с КТРУ*** |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|||||
3 |
Набор базовый для внутривенных вливаний |
32.50.13.190 / 32.50.50.000-00234 |
Предназначен для внутривенного вливания инфузионных растворов из стеклянных емкостей и полимерных контейнеров |
соответствие |
_ |
вкладка "Общая информация" КТРУ 32.50.50.000-00234 |
Диаметр инъекционной иглы, мм |
|
конкретное |
КТРУ 32.50.50.000-00234 |
|||
Длина соединительной трубки, мм |
> 1300 и |
конкретное |
КТРУ 32.50.50.000-00234 |
|||
Регулятор тока жидкости |
роликовый |
_ |
КТРУ 32.50.50.000-00234 |
|||
Трансфузионная игла |
полимерная |
_ |
КТРУ 32.50.50.000-00234 |
|||
Колба и трубка изготовлены из светозащитного материала |
соответствие |
_ |
Светозащитный материал позволяет использовать изделие для вливания растворов, проявляющих химическую нестабильность под действием света, в том числе МНН - Нитроглицерин, Мексикор Нимодипин, Железа [III] гидроксид сахарозный комплекс и т.д |
|||
Упоры для пальцев на капельнице у основания полимерной иглы |
наличие |
_ |
Наличие упоров препятствует соскальзыванию пальцев при прокалывании пробки флакона |
|||
Заборная игла со встроенным воздушным клапаном и воздушным фильтром |
соответствие |
_ |
Воздушный клапан препятствует образованию в системе отрицательного давления; воздушный фильтр обеспечивает защиту от контаминации инфузионного раствора (защита от механических загрязнений, удержание чужеродных частиц) |
|||
Полужесткая прозрачная капельница оснащена жидкостным фильтром |
соответствие |
_ |
Жидкостный фильтр обеспечивает очистку от механических загрязнений, осуществляет удержание чужеродных частиц |
|||
Диапазон диаметра ячеек фильтра, мкм |
14-15 |
_ |
Для обеспечения высокой пропускной способности и надежной очистки раствора |
|||
Плотность фиксирующей повязки из нетканого материала, гр/м2 |
не менее 30 |
_ |
Наличие повязки указанного размера внутри упаковки системы соответствует потребности заказчика, позволяет быстро и надежно закрепить трубку системы к руке пациента без применения лейкопластыря |
|||
Длина фиксирующей повязки, мм |
не менее 500 |
_ |
||||
Ширина фиксирующей повязки, мм |
не менее 20 |
_ |
||||
Два инъекционных порта |
наличие |
_ |
Порт N1 предназначен для экстренного струйного введения лекарственных препаратов. Порт N2 предназначен для подключения дополнительных линий, систем, инъекций |
|||
ПортN1 расположен у основания внутривенной иглы |
соответствие |
_ |
||||
Длина порта N1, мм |
не менее 42 |
_ |
||||
Порт N2: Y-образный, из пластика |
соответствие |
_ |
||||
Порт N2 расположен на 15 см выше порта N1 |
соответствие |
_ |
||||
Тип разъема для инъекционной иглы |
Луер-Лок |
_ |
Соединение типа Луер-Лок обеспечивает герметичное, безопасное и надёжное соединение с иглой, что предотвращает случайное отсоединение инфузионной системы, а также опасность утечки лекарственного препарата и его внешней контаминации |
|||
Длина инъекционной иглы, мм |
не менее 40 |
_ |
Соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных вливаний) |
|||
Размер иглы-бабочки, G |
не менее 23 |
_ |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных вливаний в тонкие вены) |
|||
Трубка иглы изготовлена из нержавеющей стали |
соответствие |
_ |
В соответствии с п.3 ГОСТ Р ИСО 9626-2020 |
|||
Игла имеет трехгранную атравматическую заточку |
соответствие |
_ |
Для минимизации болевых ощущений процедуры для пациента |
|||
Трубка иглы обработана силиконом |
соответствие |
_ |
Для снижения усилий прокола и скольжения |
Заявитель в жалобе указывает, что по поз.3 "Описания объекта закупки" установлено требование о наличии в комплекте с наборами базовыми фиксирующей повязки длинной не менее 500 мм, шириной не менее 20 мм. В обосновании использования данного требования указано: "Наличие повязки указанного размера внутри упаковки системы соответствует потребности заказчика, позволяет быстро и надежно закрепить трубку системы к руке пациента без применения лейкопластыря".
Приведенное в "Описании объекта закупки" обоснование применения дополнительных характеристик носит формальный и не объективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств предлагаемого к поставке товара. ФАС России в письме от 16 июля 2018 г. N АЦ/54724/18 указало, что удобство для медицинского персонала и иные причины, не связанные с терапевтическими свойствами медицинского изделия для пациентов, не могут являться обоснованием необходимости закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что с учетом потребностей ГБУЗ "Белоглинская ЦРБ" МЗ КК была организована закупка, в которую входит товар, содержащий различные потребительские свойства, функциональные и качественные характеристики. Описание объекта закупки составлено Заказчиком, исходя из конкретной потребности.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 6 Правил следует, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации.
Вместе с тем законодательство не устанавливает требования к форме или содержанию обоснования необходимости использования в описании объекта закупки дополнительной информации, по отношению к описанию, содержащемуся в каталоге товаров, работ, услуг.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает Заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, работы, услуги, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
В разделе "Описание объекта закупки" товар соответствует наименованию и описанию реестровой записи КТРУ 32.50.50.000-00234 "Набор базовый для внутривенных вливаний".
Из пояснений Заказчика следует, что на основании п.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае установления характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, Заказчик включает в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных характеристик. Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В "Описание объекта закупки.xlsx" размещено "Обоснование" из которого однозначно следует для чего нужна та или иная характеристика. В частности, наличие повязки указанного в описании объекта закупки размера внутри упаковки системы позволяет быстро и надежно закрепить трубку системы к руке пациента без применения лейкопластыря.
Из пояснений Заказчика следует, что в составе раздела "Описание объекта закупки" имеется обоснование дополнительной информации, что позволяет участникам определить потребность Заказчика в установленных характеристиках. Наличие дополнительных характеристик у закупаемых изделий обусловлено, прежде всего, необходимостью обеспечить безопасность пациентов при проведении медицинских процедур. В частности, необходимый к поставке товар по позиции 3 описания объекта закупки требуется, в том числе, при проведении вливаний пациентам, которые могут находиться в различных состояниях, сопровождающихся двигательным беспокойством и/или психомоторным возбуждением (например, когда у пациента судороги). Наличие фиксирующей повязки необходимо для предотвращения отсоединения системы. Размер повязки установлен в целях достаточности для обхвата руки человека и выполнения фиксации (например, на узел). Плотность повязки требуется для обеспечения прочности крепления
Довод Заявителя, в части установления в "Описании объекта закупки" требований с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения.
Указание на то, что Заказчик "использует технологию введения лекарственных средств не известную действующим техническим регламентам", в связи с чем при проведении процедур по внутривенному введению лекарственных средств с применением наборов базовых нарушаются положения ГОСТ Р 52623.4-2015 "Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств", несостоятельно. Требуемая Заказчиком фиксирующая повязка не предназначена для фиксации иглы/катетера в вене. Она необходима для крепления трубки системы к руке пациента (о чем имеется указание в описании объекта закупки). ГОСТ Р 52623.4-2015 не содержит запрета. В ГОСТ Р 52623.4-2015 описаны минимально необходимые манипуляции при проведении внутривенного вливания лекарственных средств. Дополнительные манипуляции, направленные на достижение результата внутривенного вливания, ГОСТ Р 52623.4-2015 не запрещает. Когда трубка системы закреплена к руке, она естественным образом повторяет движения руки, и на нее не оказывается какого-либо воздействия, способного повлечь отсоединение (которое, в свою очередь, может повлечь повторную установку системы, что приведет к негативным последствиям для пациента в связи с потерей времени при необходимости срочного и безотлагательного введения лекарственного средств).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Довод Заявителя о том, что обоснование дополнительных характеристик "носит формальный и не объективный характер, а также не отражает значимых потребительских свойств предлагаемого к поставке товара" необоснован. Ссылка на письмо ФАС России от 16 июля 2018 г. N АЦ/54724/18 также несостоятельна, поскольку оно разъясняет особенности закупки лекарственных препаратов, при этом само по себе медицинское изделие без использования совместно с ним лекарственного препарата не может обладать никакими терапевтическими свойствами, подобными свойствами обладаем сам препарат (химическое вещество).
Таким образом, из пояснений Заказчика следует, что указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. В "Описании объекта закупки" указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Все технические параметры, указанные в техническом задании, являются существенными и обоснованы потребностями Заказчика.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Согласно протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.10.2023 г. N 0318300058523000070 на участие в закупочной процедуре подано три заявки, снижение цены составило 69,55%.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300058523000070).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 октября 2023 г. N 1142/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023