Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
Представителя Заказчика, по доверенности;
Представителя Исполнителя, по доверенности;
рассмотрев представленное Заказчиком - Администрация села Халясавэй обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 21-2022 от 19.12.2022 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги, цена контракта 75 367 189,48 рублей, (извещение N0190300001322001183), с ООО "Промтех-Сибирь" (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.10.2023 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 19.12.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0190300001322001183 был заключен муниципальный контракт N 21-2022 на выполнение капитального ремонта улицы Центральная в селе Халясавэй Пуровского района (далее - Контракт).
В целях своевременного исполнения Контракта в части закупки материалов 06.02.2023 г. между Подрядчиком и Заказчиком было подписано дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым Подрядчику был выплачен аванс в размере 50% от суммы Контракта, что составило 37 683 594 (Тридцать семь миллионов шестьсот восемьдесят три тысячи пятьсот девяносто четыре) рубля 74 копейки.
Заказчик неоднократно указывал на необходимость выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту. Ранее Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены письма N 408 от 12 апреля 2023 г., N 740 от 14 июня 2023 г., N 775 от 22.06.2023 о соблюдении пунктов контракта 4.1.4, 4.1.5, 4.1.8, 4.1.24, 4.1.25. Однако Заказчиком был получен лишь приказ о назначении ответственного лица в производстве работ (вх. N 104 от 17.08.2023 г.).
Подрядчик проигнорировал обязательства по Контракту в части предоставления Заказчику графика выполнения строительно-монтажных работ с учётом сроков закупки и поставки материалов, оборудования на стройплощадку (п. 4.1.25), предоставления копий документов о назначении ответственных лиц (п.4.1.4), установки информационного щита при въезде на строительную площадку (п.4.1.5), предоставления сертификатов, паспортов на материалы, изделия, конструкции (п.4.1.8), в части постоянного ведения журнала производства работ КС-6 (п.4.1.12).
В соответствии с п. 4.1.1 Контракта Подрядчик должен выполнить все работы в сроки, установленные настоящим контрактом и в объеме, определенном техническим заданием (приложение N 1 к Контракту).
Срок выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта по 26.09.2023 г.
На момент принятия решения Подрядчик не выполнил работы по Контракту в полном объёме.
При наличии объективных возможностей - предоставление аванса, работа в штатном режиме "зимника" - Подрядчик не завез в полном объеме материалы, технику, оборудование для производства работ по Контракту.
Фактически к работам по Контракту Подрядчик приступил после продолжительных переговоров с Заказчиком после прибытия спецтехники 21.07.2023 г.
Согласно п.14 Проектной документации численность рабочих должна составлять 19 человек, ИТР - 3 человека, служащих - 1 человек, МОП и охрана - 1 человек.
"Бригада", направленная Подрядчиком для капремонта дороги, состоит из 1 (один) прораба и 2 (два) неквалифицированных разнорабочих, нанятых из местного населения.
Данные факты являются нарушением п.1.1 Контракта, так как выполнение работ на объекте должно обеспечиваться в соответствии с Проектной документацией, а также свидетельствуют о несерьезном отношении Подрядчика к производимым работам.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 19.10.2023 NЕГ/3094/23, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в котором сообщил, что 06.10.2023 г. в единой информационной системе размещено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 1169 от 06.10.2023 г.
В качестве оснований принятому решению указано:
Отношения сторон, связанные с выполнением работ, регулируются главой 37 "Подряд" ГК РФ, в котором приведены основания расторжения Контракта:
- вследствие допущенной подрядчиком просрочки срока выполнения работы результат работы утратил интерес для заказчика (п.З ст.708 ГК РФ);
- исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу/оказывает услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);
- во время выполнения работы/оказания услуги станет очевидным, что она не будет выполнена/оказана надлежащим образом и при этом подрядчик/исполнитель не выполнил требование заказчика об устранении недостатков в разумный срок (п.З ст.715 ГК РФ);
- отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы/услуги не были устранены подрядчиком/исполнителем в установленный заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п.З ст.723 ГК РФ).
Решение от 06.10.2023 г принято после истечения срока выполнения работ по Контракту 26.09.2023 г. (пункт 3.1 Контракта), указанные в нем недостатки связаны с организацией сопровождения процесса строительства, не являлись существенными.
Обстоятельств, с которыми приведенные в настоящих Возражениях основания действующего Гражданского законодательства Российской Федерации связывают право Заказчика отказаться от исполнения Контракта, к дате расторжения не возникло. Факты о нарушении Подрядчиком условий Контракта изложенные в Решении от 06.10.2023 г. имели место, но руководствоваться ими при отказе от исполнения Контракта в отсутствие прямого указания на них в Контракте было не обоснованно.
Частью 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
ООО "ПромТех - Сибирь" было заинтересовано в окончании выполнения работ и сдачи результата Заказчику, несмотря на наличие очевидных ограничений.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
06.10.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.10.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 17.10.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Исполнитель нарушил пункты контракта 4.1.4, 4.1.5, 4.1.8, 4.1.24, 4.1.25.
Из объяснений Исполнителя следует, что обязательства по Контракту не исполнены, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно в связи с аномально низким уровнем воды в реке.
Сезонный характер навигации.
Письмом исх. N 462 от 20.09.2023 г., ООО Промтех-Сибирь уведомило о том что в рамках исполнения Контракта по независящим от Подрядчика обстоятельствам не представляется возможным исполнить условия контракта, что подтверждалось гидрологической справкой от 19.09.2023 г. от ОГМС г Тарко-Сале, письмом ООО Уралтранспром от 19.09.2023 г.; представлен на согласование график выполнения работ по контракту сроком поставки материалов январь 2024 г., выполнение работ до 26.09.2024 г. с Графиком поставки материалов.
Увеличение стоимости работ по контракту.
Письмом исх. N 02 от 11.01.2023 г., ООО Промтех-Сибирь уведомило об изменении стоимости строительных материалов для исполнения муниципального контракта N 21-2022 от 19.12.2022 г. на 30%. С приложением сводного сметного расчета стоимости строительства, письма ООО Строительный двор. Комплектация" от 29.12.2022 г., ООО Уралтранспром от 14.12.2022 г.
Частичное выполнение работ по Контракту.
Письмом исх. N 405 от 17.08.2023 г., ООО Промтех-Сибирь направило в адрес Заказчика акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, счет-фактуру, график поставки материалов.
Приобретение материалов достаточных для завершения работ.
Письмом исх. N 306 от 17.07.2023 г., ООО Промтех-Сибирь уведомило о том что в рамках исполнения Контракта закуп материалов произведен, большая часть материала и оборудования доставлена на объект строительства; подтверждением данного обстоятельства являются видеозапись о готовности к отправке остатка материала, сводная таблица (реестр) произведенных оплат, фото отгрузки материала по электроснабжению.
Так же на заседание комиссии Исполнитель сообщил что собирает пакет документов для защиты своих прав, Исполнитель, не согласившись с Решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, собирается обратиться в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено, на заседание Комиссии представители отсутствовали.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Промтех-Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Промтех-Сибирь", представленную Администрация села Халясавэй по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 21-2022 от 19.12.2022 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги, цена контракта 75 367 189,48 рублей, (извещение N0190300001322001183), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 октября 2023 г. N 089/10/104-780/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.10.2023