Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
При участии:
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Медико-Производственная Компания "Елец" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Салехардская окружная клиническая больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку шприцов, начальная (максимальная) цена контракта - 11 592 141,60 рублей (извещение N 0190200000323011512) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 29.09.2023;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 17.10.2023;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 17.10.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.10.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку:
1. По позициям шприцы общего назначения градуированным объемом 5 мл, 10 мл и 20 мл установленные дополнительные требования к товару, которые не предусмотрены КТРУ, и без указания надлежащего обоснования.
2. Извещением допускается объединение в объекте закупки шприцов совместимых с инфузионными насосами марки "Перфузор" от компании B.Вraun (последняя позиция извещения)
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены пояснения на жалобу заявителя. Из указанных пояснений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы обоснованными частично.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком осуществляется закупка на поставку шприцев общего назначения с выбранным способом в виде электронного аукциона, следовательно, данная закупка является конкурентной.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
1. В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил использования КТРУ указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с требованиями к Извещению об осуществлении закупки к поставке требуется:
- Шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004580);
- Шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004581);
- Шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004565);
- Шприц общего назначения (КТРУ (32.50.13.110-00004564).
Также было установлено, что Заказчиком установлены следующие требования:
1. к позиции Шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004580, количество 197 500 штук):
-Шкала шприца должна быть сделана контрастного цвета: Наличие;-Цилиндр шприца должен быть абсолютно прозрачен, чтобы при введении лекарства можно было контролировать отсутствие воздушных пузырьков: Соответствие;- Цена деления: ? 0.5 и ? 0.7 мл
2. к позиции Шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110 32.50.13.110-00004580, количество 303 000 штук):
-Бесцветный прозрачный цилиндр и белый контрастный шток-поршень для лучшего визуального контроля лекарства при проведении процедуры: Наличие;
-Шприц должен иметь трехдетальную конструкцию - цилиндр, шток-поршень, манжета: Наличие;
-Детали шприца должны быть изготовлены из полипропилена медицинского назначения; манжета из нетоксичного натурального каучука (медицинская резина), не должны содержать латекс: Наличие.
Изучив позицию КТРУ 32.50.13.110-00004580 и ее характеристики, Управление отмечает, что характеристика, указывающая на цвет штока шприцев определенного цвета, в данной позиции отсутствует.
При этом Извещение не содержит обоснования дополнительных характеристик, отсутствующих в соответствующей позиции КТРУ.
Комиссия отмечает, что отсутствие обоснования дополнительных характеристик товара в извещении, которые отсутствуют в позиции КТРУ, не может являться надлежащим обоснованием, указывающим на необходимость включения каждой из дополнительных характеристик, так как оно отражает исключительно факт недостаточности для Заказчика установленной в КТРУ характеристики, но не обосновывает потребность Заказчика в закупке шприцев с установленными дополнительными характеристиками.
Таким образом, Заказчик, включив в описание объекта закупки дополнительные характеристики в отсутствие обоснования необходимости включения таких характеристик, тем самым нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 и части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования КТРУ.
В указанных действиях содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, данный довод нашел свое подтверждение и является обоснованным.
2. Согласно Извещению, об осуществлении закупки, размещенному в ЕИС Заказчиком, к поставке требуются шприцы общего назначения, содержащие характеристику, в том числе о совместимости с инфузионными насосами "Перфузор", имеющимися в наличии у Заказчика.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
В Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N 102, включен ОКПД 2 "32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Положениями Постановления N 102 определено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень 1 и не включенные в него (п. 2 (2) Постановления N 102).
При этом, указанное постановление не устанавливает каких-либо запретов на объединение в один лот товаров зарубежного и российского производства.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки Заказчиком установлены ограничение допуска и условия допуска, предусмотренные Постановлением N 102.
В рамках данной закупки Заказчик реализовывает потребность медицинского учреждения в шприцах единого функционального назначения, но с различными техническими характеристиками, с целью максимального охвата возможных вариантов применения указанных изделий медицинского назначения при проведении медицинских процедур.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокоэффективной помощи населению.
В данном случае объектом закупки являются шприцы, часть из которых должна быть совместима со шприцевыми насосами Перфузор, и шприцы, не требующие совмещения с данными насосами.
Право Заказчика на указание в закупочной документации ссылки на товарный знак прямо предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в случае закупи расходных материалов (иглы) к имеющемуся у него оборудованию (насосы марки Перфузор).
В рассматриваемом случае объединение товаров (шприцев) в один лот обусловлено потребностями Заказчика, не противоречит действующему законодательству и соответствует сложившейся практике осуществления закупок на поставку расходных материалов для медицинских организаций.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.01.2022 N Ф05-32427/2021 по делу N А40-86441/21-93-627, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.02.2018 N Ф08-11029/2017 по делу N А32-13039/2017).
Кроме того, согласно выводам, указанным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 и пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2021, по общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В описании объекта закупки Заказчик не указывает на то, что необходимы шприцы конкретного производителя, таким образом участники закупки вправе предложить шприцы любого производителя, отвечающие установленным заказчиком требованиям. Для Заказчика не имеет значения, шприцы какого производителя будут предложены, необходимо, чтобы характеристики предлагаемого товара удовлетворяли его потребности.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Доказательств, что Заявитель не имеет возможности закупить и поставить такие шприцы Комиссии УФАС, не представлено.
Положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчиков при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим товарам.
Таким образом, Техническое задание электронного аукциона N 0190200000323011512 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на Заявителе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления представителя Заявителя не было, а в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном установлении требований об объединении в описании объекта закупки шприцов со шприцами совместимых с насосами марки "Перфузор", находящимися в собственности Заказчика, признаются Комиссией необоснованными.
Определяя необходимость выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере закупок, Комиссия исходит из следующего:
Заказчиком при размещении извещения об осуществлении закупки установлены дополнительные параметры к позиции КТРУ 32.50.13.110-00004580 без указания обоснования их требования.
Уполномоченный орган подтвердил на заседании комиссии отсутствие данного обоснования в Единой информационной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медико-производственная компания "Елец" на действия заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Салехардская окружная клиническая больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку шприцов, начальная (максимальная) цена контракта - 11 592 141,60 рублей (извещение N 0190200000323011512), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения о проведении закупки, о необходимости представить в срок до 15.11.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 16.11.2022 в 16 час. 45 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 октября 2023 г. N 089/06/49-793/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023