Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Софтлифт" на действия ГБУЗ ТО "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый номер закупки 0167200003423007261),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) ООО "Софтлифт" на действия ГБУЗ ТО "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза присутствует как минимум два производителя с релевантным оборудованием. Технические характеристики аппаратов обоих производителей не соответствуют характеристикам опубликованного технического задания.
Заказчиком с доводами изложенными в жалобе не согласен, указал, что заказчик для формирования описания объекта закупки руководствовался требованиями и значениями характеристик позиции 26.60.11.119-00000024, "система рентгеновская компьютерной томографии всего тела", каталога товаров, работ, услуг, размещенного в единой информационной системе. Датой обязательного применения позиции КТРУ 26.60.11.119-00000024 является 02.11.2023. При подготовке описания объекта закупки к электронному аукциону заказчик проанализировал эксплуатационную и техническую документацию производителей оборудования, доступные на официальном ресурсе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, в приложенных к исполненным государственным контрактам, размещенным в ЕИС, на официальных ресурсах производителей, и установил, что на момент подготовки описания объекта закупки техническим характеристикам соответствовало не менее двух производителей. Закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Уполномоченным органом также представлены письменные возражения на жалобу, просит признать жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 68 606 666,67 рублей, в интересах заказчика ГБУЗ ТО "Областная больница N 11" (р.п. Голышманово).
Информация об электронном аукционе была размещена 16.10.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423007261.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Приложению N 1 к извещению заказчику к поставке требуется система рентгеновской компьютерной томографии всего тела, ОКПД2/КТРУ 26.60.11.119-00000024, установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара).
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Комиссия Тюменского УФАС России проанализировав, установленные заказчиком требования к техническим характеристикам закупаемого медицинского оборудованию, установила, что описание объекта, составленное в структурированной форме в составе извещения об осуществлении закупки соответствует позиции КТРУ 26.60.11.119-00000024.
В части довода заявителя относительно того, что установленным заказчиком требованиям не соответствуют товары двух производителей, присутствующих в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации и в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза: томограф рентгеновский компьютерный Ventum с принадлежностями, производитель: ЗАО "АДВИН Смарт Фэктори", Республика Беларусь и комплекс томографический рентгеновский КТР по ТУ 26.60.11-032-11150760, производитель: ЗАО НИПК Электрон, Российская Федерация, Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным отметить следующее.
Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований). В рассматриваемом случае потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи с учетом информации, включенной в позицию каталога КТРУ 26.60.11.119-00000024.
В свою очередь, каких-либо доказательств невозможности приобрести требуемое медицинское изделие, заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Постановлением N 878 установлены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно извещению объектом закупки является Компьютерный томограф рентгеновский спиральный с многорядным детектором (многосрезовый), который включен в перечень радиоэлектронной продукции в отношении которой установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Так, пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень N 878, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов ЕАЭС.
Таким образом, механизм предоставления преимуществ, установленный Постановлением N 878, применяется, только в случае если на участие в закупке подана 1 заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов ЕАЭС, при этом, остальные заявки содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств заказчиком отклоняются.
Соответственно, при отсутствии указанных условий все заявки участников закупки, в том числе с предложением радиоэлектронной продукции иностранного происхождения допускаются до участия в закупке без каких-либо ограничений, тем самым на заключение контракта может претендовать участник закупки, товар которого соответствует всем требованиям извещения об осуществлении закупки вне зависимости от нахождения сведений о предложенном товаре в перечне.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Софтлифт" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Софтлифт" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 31 октября 2023 г. N 072/06/44/201/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2023